История ювелирного пасхального яйца «Мир Горбачева»
Автор
|
Опубликовано: 3541 день назад (27 марта 2015)
Редактировалось: 3 раза — последний 27 марта 2015
|
0 Голосов: 0 |
Последний год существования Союза Советских Социалистических республик был отмечен интереснейшим событием в истории ювелирного искусства. В 1990-м году Московский Кремль получил в дар от немецкого ювелирного дома «Victor Mayer» пасхальное яйцо, изготовленное его мастерами в стиле Фаберже. Яйцо было названо «Мир Горбачёва» в честь полученной последним президентом Советской державы Нобелевской премии мира.
В этом же году на выставке в СССР были представлены еще четыре ювелирных яйца компании «Victor Mayer». В свой столетний юбилей успешная ювелирная фирма, унаследовавшая традиции российского дома Фаберже, с гордостью демонстрировала свое художественное мастерство на земле, где родилась сама идея подарочных изделий в виде фарфоровых пасхальных яиц, и где было создано около полусотни непревзойдённых ювелирных шедевров Карла Фаберже.
В дизайне майеровских пасхальных изделий легко узнается мотив знаменитой императорской кобальтовой «Сосновой шишки». Над созданием этого ювелирного яйца в течение целого года трудился талантливый мастер Михаил Евлампиевич Перхин, настоящий русский Левша. Созданное им девяносто лет назад, в 1900-м году, яйцо в виде сосновой шишки, внутри которой находился заводящийся ключиком слон с сидящим на его спине погонщиком, было преподнесено Александром Фердинандовичем Кельхом жене Варваре Петровне Кельх-Базановой в качестве традиционного пасхального подарка. Каждую Пасху золотопромышленник Кельх, один из крупнейших предпринимателей Российской Империи, одаривал свою жену, владелицу сибирского пароходства, железных дорог и Ленских золотых приисков, ювелирным шедевром от Фаберже. Традиция была прервана в 1904-м, когда супруги стали жить раздельно.
Сегодня известно семь ювелирных яиц тонкой ручной работы, некогда принадлежавших семье Кельхов.
Cохранилось 46 яиц, заказанных в ювелирной компании Карла Фаберже для императорской семьи. Изготовление последнего из них было начато в 1917-м. По понятным причинам оно так и осталось незаконченным. С тех пор как славноизвестную императорскую придворную ювелирную компанию Карла Фаберже национализировали большевиками, подарочных яиц она больше не создавала.
История большинства пасхальных шедевров Фаберже, в большинстве своем разошедшихся по частным коллекциям и музеям мира, мало известна или не известна вообще.
Оригинальная «Сосновая шишка», вдохновившая художников-ювелиров компании «Victor Mayer» на создание «Мира Горбачёва», сейчас находится в Сан-Диего. Яйцо, хранящее в своей кобальтовой скорлупе механического слона, заводящегося золотым ключиком, принадлежит американке Джоан Крок, коллекционеру и ценительнице антикварных ювелирных изделий, вдове Рэя Крока, создавшего корпорацию с хорошо известным всему миру именем McDonald’s. В 1989-м году ей удалось приобрести на Christie’s этот антикварный сувенир за баснословные для столь небольшой по размерам вещи – 3,14 млн $. Не лишним будет заметить, что советским правительством в 30-е годы «Сосновая шишка» была продана всего за триста с лишним долларов.
Кобальтовое фарфоровое чудо Фаберже, скорее всего, никогда не вернётся на родину. Современники и потомки могут получить представление об этом пасхальном шедевре только по его не очень удачным репликам, которые сегодня на Ebay можно приобрести за 25 долларов.
Стиль Фаберже в истории человечества навсегда остался русским, но, увы, не советским, а императорским. Не только в советскую эпоху, но и после распада Советского Союза попытки возродить его не имели успеха.
Большинство советских людей знали о яйцах Фаберже только по фильмам, статье Алексея Кельмановича Жученкова в журнале «Огонек» и анекдотам.
Один из них, родившейся в еще в сталинскую эпоху, представлял собой диалог на допросе у следователя:
- Итак, последний раз повторяю вопрос: c какой целью ты, поповская рожа, вынес из музея яйца Фаберже?
- Так Пасха же, гражданин начальник. Освятить хотел.
Некоторое представление о пасхальных шедеврах Российской Империи и мастерстве создававших их русских художников-ювелиров советские люди могли составить по экспозиции в Оружейной палате, где представлены те из них, которые чудом удалось сохранить.
Ни Никита Сергеевич Хрущев, ни Леонид Ильич Брежнев, ни Михаил Сергеевич Горбачев не позаботились о том, чтобы вернуть в Страну Советов хотя бы одно из роскошных и бесценных ювелирных яиц Фаберже, ставших символом целой эпохи в мировой истории, – величественной и могущественной императорской России.
В этом же году на выставке в СССР были представлены еще четыре ювелирных яйца компании «Victor Mayer». В свой столетний юбилей успешная ювелирная фирма, унаследовавшая традиции российского дома Фаберже, с гордостью демонстрировала свое художественное мастерство на земле, где родилась сама идея подарочных изделий в виде фарфоровых пасхальных яиц, и где было создано около полусотни непревзойдённых ювелирных шедевров Карла Фаберже.
В дизайне майеровских пасхальных изделий легко узнается мотив знаменитой императорской кобальтовой «Сосновой шишки». Над созданием этого ювелирного яйца в течение целого года трудился талантливый мастер Михаил Евлампиевич Перхин, настоящий русский Левша. Созданное им девяносто лет назад, в 1900-м году, яйцо в виде сосновой шишки, внутри которой находился заводящийся ключиком слон с сидящим на его спине погонщиком, было преподнесено Александром Фердинандовичем Кельхом жене Варваре Петровне Кельх-Базановой в качестве традиционного пасхального подарка. Каждую Пасху золотопромышленник Кельх, один из крупнейших предпринимателей Российской Империи, одаривал свою жену, владелицу сибирского пароходства, железных дорог и Ленских золотых приисков, ювелирным шедевром от Фаберже. Традиция была прервана в 1904-м, когда супруги стали жить раздельно.
Сегодня известно семь ювелирных яиц тонкой ручной работы, некогда принадлежавших семье Кельхов.
Cохранилось 46 яиц, заказанных в ювелирной компании Карла Фаберже для императорской семьи. Изготовление последнего из них было начато в 1917-м. По понятным причинам оно так и осталось незаконченным. С тех пор как славноизвестную императорскую придворную ювелирную компанию Карла Фаберже национализировали большевиками, подарочных яиц она больше не создавала.
История большинства пасхальных шедевров Фаберже, в большинстве своем разошедшихся по частным коллекциям и музеям мира, мало известна или не известна вообще.
Оригинальная «Сосновая шишка», вдохновившая художников-ювелиров компании «Victor Mayer» на создание «Мира Горбачёва», сейчас находится в Сан-Диего. Яйцо, хранящее в своей кобальтовой скорлупе механического слона, заводящегося золотым ключиком, принадлежит американке Джоан Крок, коллекционеру и ценительнице антикварных ювелирных изделий, вдове Рэя Крока, создавшего корпорацию с хорошо известным всему миру именем McDonald’s. В 1989-м году ей удалось приобрести на Christie’s этот антикварный сувенир за баснословные для столь небольшой по размерам вещи – 3,14 млн $. Не лишним будет заметить, что советским правительством в 30-е годы «Сосновая шишка» была продана всего за триста с лишним долларов.
Кобальтовое фарфоровое чудо Фаберже, скорее всего, никогда не вернётся на родину. Современники и потомки могут получить представление об этом пасхальном шедевре только по его не очень удачным репликам, которые сегодня на Ebay можно приобрести за 25 долларов.
Стиль Фаберже в истории человечества навсегда остался русским, но, увы, не советским, а императорским. Не только в советскую эпоху, но и после распада Советского Союза попытки возродить его не имели успеха.
Большинство советских людей знали о яйцах Фаберже только по фильмам, статье Алексея Кельмановича Жученкова в журнале «Огонек» и анекдотам.
Один из них, родившейся в еще в сталинскую эпоху, представлял собой диалог на допросе у следователя:
- Итак, последний раз повторяю вопрос: c какой целью ты, поповская рожа, вынес из музея яйца Фаберже?
- Так Пасха же, гражданин начальник. Освятить хотел.
Некоторое представление о пасхальных шедеврах Российской Империи и мастерстве создававших их русских художников-ювелиров советские люди могли составить по экспозиции в Оружейной палате, где представлены те из них, которые чудом удалось сохранить.
Ни Никита Сергеевич Хрущев, ни Леонид Ильич Брежнев, ни Михаил Сергеевич Горбачев не позаботились о том, чтобы вернуть в Страну Советов хотя бы одно из роскошных и бесценных ювелирных яиц Фаберже, ставших символом целой эпохи в мировой истории, – величественной и могущественной императорской России.
Статуэтка «Карп» Дулевского фарфорового завода Элитный фарфор в сервировке советского праздничного стола
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |