Блог клуба - Клуб ценителей элитный раритетов времён Советского Союза
Администратор блога: | Администратор |
Во времена развитого социализма наличие фарфоровых статуэток в доме различными слоями населения рассматривалось по-разному. Молодёжь считала фарфоровых слоников признаком замшелого мещанства. Старшее поколение к мелкой анималистической пластике относилось как к свидетельству достатка и благополучия в семье.
На социалистических предприятиях фарфоровые статуэтки в виде зверей, птиц и рыб принято было вручать сотрудникам по случаю юбилейных дат. Советские граждане дарили фарфоровые фигурки друг другу на праздники и дни рождения. Во времена, когда самым лучшим подарком считалась хорошая книга, они не могли составить равновесную конкуренцию дефицитным печатным изданиям, но были едва ли не единственными достойными предметами декора интерьера. Анималистическая скульптура «Карп» как типичный образец малой фарфоровой пластики советского периода Типичным образцом прикладного искусства времён соцреализма является анималистическая скульптура «Карп» Дулевского фарфорового завода – крупнейшего в СССР предприятия, занимавшегося изготовлением бытового и художественного фарфора. Создана статуэтка из белого фарфора, декорирована росписью и золочением. Несмотря на эскизность, она впечатляет точностью передачи реалистических черт и органичностью декоративных качеств. Данная статуэтка выпускалась большим тиражом. Очевидно, поэтому дулевский карп нередко выплывает на аукционах стран СНГ. Анималистическая скульптура данной тематики встречается на аукционах в двух разновидностях: • интерьерная статуэтка; • пепельница, увенчанная фигуркой речного карпа. Описание этого изделия находим в каталоге С. Белоглазова «Советский фарфор. 1930 – 1980», № 6, стр. 156. Сделано в СССР – значит, сделано на совесть Своего «Карпа» мы с сестрой нашли на чердаке. Для нас он не имел никакой эстетической ценности и был просто необычной игрушкой, которой мы иногда кололи орехи. Не раз пытались стереть позолоту на плавниках и хвосте рыбки с помощью одеколона и ацетона, предпринимали попытки счистить золотые чешуйки лезвием. Глядя на наши безуспешные эксперименты, папа говорил: «Ничего у вас не получится». Однажды я спросила: «Почему не получится?» Папа ответил: «Потому что сделано в Дулево. Наши умеют делать на совесть!» Где находится это Дулево, и кто такие эти наши, нас тогда не очень интересовало. Однако уверенность папы в том, что позолоту ничем не стереть, очень впечатляла. Повзрослев и начав интересоваться фарфором, я по маркировке на основании фигурки, находящейся рядом с литником, определила, что наш «Карп» появился на свет раньше нас самих. Синее клеймо в виде больших букв «ДЗ», под которыми располагалась надпись «ДУЛЕВО», ставилось на фарфоровом ширпопребе с 1952-го по 1961 гг. С 1961-го года, ознаменованного первым полётом человека в космос (ссыль), фарфоровую посуду и статуэтки стали маркировать изображением синего сокола. Графическое изображение этой птицы стало использоваться в связи с тем, что скульптора «Сокол», созданная мастером Алексеем Сотниковым, получила золотую медаль и «Гран-при» на всемирной выставке, проходившей в 1958-м году в Брюсселе. Несмотря на то что анималистические фигурки, выпущенные в СССР на Дулевском ФЗ, не являются антиквариатом, а относятся к категории «ретро», они высоко ценятся в среде антикваров всего мира. Благородный и простой дулевский фарфор, отличающийся безупречной белизной, прекрасно сочетающейся с шиком позолоты и блеском удивительной глазури, красноречиво повествует о том, что в СССР всё, даже фарфоровые статуэтки, делалось по-настоящему, на века, словно специально для того, чтобы когда-то стать антиквариатом, удивляющим потомков качеством и эстетикой.
Администратор
14 апреля 2015
0
Нет комментариев
советский элитный фарфор, дулевский фарфор
|
Последний год существования Союза Советских Социалистических республик был отмечен интереснейшим событием в истории ювелирного искусства. В 1990-м году Московский Кремль получил в дар от немецкого ювелирного дома «Victor Mayer» пасхальное яйцо, изготовленное его мастерами в стиле Фаберже. Яйцо было названо «Мир Горбачёва» в честь полученной последним президентом Советской державы Нобелевской премии мира.
В этом же году на выставке в СССР были представлены еще четыре ювелирных яйца компании «Victor Mayer». В свой столетний юбилей успешная ювелирная фирма, унаследовавшая традиции российского дома Фаберже, с гордостью демонстрировала свое художественное мастерство на земле, где родилась сама идея подарочных изделий в виде фарфоровых пасхальных яиц, и где было создано около полусотни непревзойдённых ювелирных шедевров Карла Фаберже. В дизайне майеровских пасхальных изделий легко узнается мотив знаменитой императорской кобальтовой «Сосновой шишки». Над созданием этого ювелирного яйца в течение целого года трудился талантливый мастер Михаил Евлампиевич Перхин, настоящий русский Левша. Созданное им девяносто лет назад, в 1900-м году, яйцо в виде сосновой шишки, внутри которой находился заводящийся ключиком слон с сидящим на его спине погонщиком, было преподнесено Александром Фердинандовичем Кельхом жене Варваре Петровне Кельх-Базановой в качестве традиционного пасхального подарка. Каждую Пасху золотопромышленник Кельх, один из крупнейших предпринимателей Российской Империи, одаривал свою жену, владелицу сибирского пароходства, железных дорог и Ленских золотых приисков, ювелирным шедевром от Фаберже. Традиция была прервана в 1904-м, когда супруги стали жить раздельно. Сегодня известно семь ювелирных яиц тонкой ручной работы, некогда принадлежавших семье Кельхов. Cохранилось 46 яиц, заказанных в ювелирной компании Карла Фаберже для императорской семьи. Изготовление последнего из них было начато в 1917-м. По понятным причинам оно так и осталось незаконченным. С тех пор как славноизвестную императорскую придворную ювелирную компанию Карла Фаберже национализировали большевиками, подарочных яиц она больше не создавала. История большинства пасхальных шедевров Фаберже, в большинстве своем разошедшихся по частным коллекциям и музеям мира, мало известна или не известна вообще. Оригинальная «Сосновая шишка», вдохновившая художников-ювелиров компании «Victor Mayer» на создание «Мира Горбачёва», сейчас находится в Сан-Диего. Яйцо, хранящее в своей кобальтовой скорлупе механического слона, заводящегося золотым ключиком, принадлежит американке Джоан Крок, коллекционеру и ценительнице антикварных ювелирных изделий, вдове Рэя Крока, создавшего корпорацию с хорошо известным всему миру именем McDonald’s. В 1989-м году ей удалось приобрести на Christie’s этот антикварный сувенир за баснословные для столь небольшой по размерам вещи – 3,14 млн $. Не лишним будет заметить, что советским правительством в 30-е годы «Сосновая шишка» была продана всего за триста с лишним долларов. Кобальтовое фарфоровое чудо Фаберже, скорее всего, никогда не вернётся на родину. Современники и потомки могут получить представление об этом пасхальном шедевре только по его не очень удачным репликам, которые сегодня на Ebay можно приобрести за 25 долларов. Стиль Фаберже в истории человечества навсегда остался русским, но, увы, не советским, а императорским. Не только в советскую эпоху, но и после распада Советского Союза попытки возродить его не имели успеха. Большинство советских людей знали о яйцах Фаберже только по фильмам, статье Алексея Кельмановича Жученкова в журнале «Огонек» и анекдотам. Один из них, родившейся в еще в сталинскую эпоху, представлял собой диалог на допросе у следователя: - Итак, последний раз повторяю вопрос: c какой целью ты, поповская рожа, вынес из музея яйца Фаберже? - Так Пасха же, гражданин начальник. Освятить хотел. Некоторое представление о пасхальных шедеврах Российской Империи и мастерстве создававших их русских художников-ювелиров советские люди могли составить по экспозиции в Оружейной палате, где представлены те из них, которые чудом удалось сохранить. Ни Никита Сергеевич Хрущев, ни Леонид Ильич Брежнев, ни Михаил Сергеевич Горбачев не позаботились о том, чтобы вернуть в Страну Советов хотя бы одно из роскошных и бесценных ювелирных яиц Фаберже, ставших символом целой эпохи в мировой истории, – величественной и могущественной императорской России. |
Человеку во все времена свойственна тяга к прекрасному. Даже в условиях уравниловки и всеобщего дефицита практически каждая советская семья стремилась к роскоши. Атрибутами роскоши была хрустальная и фарфоровая посуда, мельхиоровые наборы для сервировки стола, изящные статуэтки, стоящие на ажурных вязаных крючком накрахмаленных салфетках.
|