Элитный фарфор в сервировке советского праздничного стола
Автор
|
Опубликовано: 3596 дней назад (1 февраля 2015)
Редактировалось: 3 раза — последний 1 февраля 2015
|
0 Голосов: 0 |
Человеку во все времена свойственна тяга к прекрасному. Даже в условиях уравниловки и всеобщего дефицита практически каждая советская семья стремилась к роскоши. Атрибутами роскоши была хрустальная и фарфоровая посуда, мельхиоровые наборы для сервировки стола, изящные статуэтки, стоящие на ажурных вязаных крючком накрахмаленных салфетках.
Гордостью советских женщин был сервиз из тонкого немецкого фарфора с изображением роскошных полуобнаженных красавиц в медальонах, окантованных витиеватым узором, нанесенным позолотой. Белая фарфоровая поверхность тарелок, блюдец и чашек «Мадонны», покрытая легким радужным налетом, переливалась различными оттенками цветового спектра, словно мыльный пузырь. Такие сервизы уважительно называли «гэдээровскими мадоннами». Именно они стали самыми популярными в 70-е – 80-е годы.
Фарфоровые комплекты, на которых красовались пышнотелые дамы, выгодно отличались гламурным дизайном и качеством материала от привычных советских фаянсовых сервизов. Немецкие «Мадонны» были не просто красивой посудой. Такой сервиз, бережно хранящийся за стеклом витрины купленной по записи мебельной стенки «Юбилейная» или «Кипарис», был показателем престижа, свидетельствовавшем об «умении жить». Хозяйки с удовольствием демонстрировали свою «Мадонну» гостям, сервируя стол в большие праздники. В будние дни таким сервизом не пользовались.
В пору всеобщего дефицита «Мадонну» невозможно было свободно купить в магазине. Изредка перед знаменательными советскими праздниками сервизы из немецкого фарфора в очень ограниченных количествах «выбрасывались» на прилавки столичных торговых точек. Приобреталась такая посуда далеко не случайными покупателями, а теми, кто был заранее предупреждён сотрудниками магазина о счастливой возможности стать обладателем вожделенного сервиза.
Несмотря на то, что увидеть «Мадонну» в продаже было практически нереально, этот сервиз украшал шкафы с зеркальными задними стенками в гостиных квартир едва ли не каждой благополучной советской семьи. Фарфоровую «Мадонну» можно было «достать» по блату или приобрести за так называемые «чеки» в сети магазинов «Берёзка». Счастливыми обладателями «Мадонны» становились также родственники и близкие друзья семей офицеров, которым посчастливилось служить в дружественной Германии. Приезжая раз в год в отпуск, они непременно везли «из-за бугра» дефицитные сервизы.
Импортные сервизы столь высоко ценились советскими гражданами отнюдь не потому, что в стране не было отечественного высококачественного фарфора. Основной причиной престижности немецких сервизов было не столько его безупречное качество, сколько то, что они входили в категорию дефицитных товаров.
Тем не менее, в Советском Союзе был фарфор высочайшего качества, составляющий достойную конкуренцию второсортному толстостенному фаянсу, которым в ту пору были заставлены полки всех посудных отделов. Однако высококачественные фарфоровые изделия Ленинградского (бывшего Императорского) завода намного меньше привлекали «рождённых в СССР», потому что в те времена сервизы с всемирно известным дизайном «Колокольчик» и «Кобальтовая сетка» можно было свободно купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других крупные городов СССР. Причём цена их была дешевле импортных. Но иметь производимое на экспорт отечественное «белое золото» не считались советскими гражданами престижным, потому что его не было необходимости приобретать «из-под полы»: оно нередко появлялось в свободной продаже.
Тем не менее, кофейные и столовые сервизы, чайные пары и сувениры из Страны Советов, расписанные кобальтом и позолотой по тончайшему фарфоровому «белью», успешно конкурировали не только с немецким, но и с китайским фарфором.
Самыми известными из них были и остаются изделия, расписанные сетчатым графическим рисунком с золочеными мазками в уголках ромбов. Именно этот дизайн получил название «кобальтовая сетка».
История создания славноизвестного чайного комплекта, расписанного «кобальтовой сеткой» в изящной форме «Тюльпан», который был создан в 1950-м году скульптором Серафимой Яковлевой и расписан художницей Анной Яцкевич, связана со специальным кобальтовым карандашом. Появившись на заводе, он не был одобрен художниками, привыкшими работать кистью. Сетчатый декор, сделанный Анной Яцкевич на чайном сервизе, стал первым удачным опытом применения этой новинки. Один из первых экземпляров чайного комплекта «Кобальтовая сетка», расписанный необычным карандашом, сейчас хранится в Русском музее. Он изготовлен в технике подглазурной росписи и надглазурной позолоты, которая до этого довольно широко использовалась на самом дорогом в ту пору китайском фарфоре высочайшего качества.
Существует мнение, что советская художница, пережившая блокаду Ленинграда, расписала сервиз сеточкой «в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрёстном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда». Сложно судить о том, насколько оно верно. Но то, что в 1958-м году довольно простая и в то же время элегантная «Кобальтовая сетка» покорила мир, совершенно бесспорно.
На Всемирной выставке фарфора в городе Брюсселе Ленинградский фарфоровый завод представлял свои лучшие изделия. Сервиз в декоре «Кобальтовая сетка» не был изделием, специально готовившимся к этой выставке. Он просто входил в ассортимент ЛФЗ. Золотая медаль, полученная заводом за узор и форму сервиза, стала совершенно неожиданной наградой.
С тех пор и по нынешнее время изящный фарфор в кобальтовой с позолотой росписи, выполненный в классической форме, является визитной карточкой первого в России и третьего в Европе (по времени основания) производителя «белого золота».
Время все расставило на свои места. Искусственно создававшийся дефицит остался лишь в воспоминаниях современников Страны Советов, смиренно проводивших долгие часы в нескончаемых очередях. Отнюдь не немецкие «Мадонны», штамповавшиеся специально «для наших» сначала в Германии и Чехии, а затем в Одессе, а элегантные отечественные сервизы с ручной кобальтовой росписью украшают частные коллекции ценителей «белого золота» и экспозиции многих музеев мира. На всемирном аукционе Ebay предметы, расписанные «кобальтовой сеткой», успешного конкурируют в цене с мейсоновским фарфором и уж, конечно, их стоимость не сравнима со стоимостью некогда дефицитных «Мадонн», не представляющих особой коллекционной ценности.
Немецкие сервизы «Мадонна»
Гордостью советских женщин был сервиз из тонкого немецкого фарфора с изображением роскошных полуобнаженных красавиц в медальонах, окантованных витиеватым узором, нанесенным позолотой. Белая фарфоровая поверхность тарелок, блюдец и чашек «Мадонны», покрытая легким радужным налетом, переливалась различными оттенками цветового спектра, словно мыльный пузырь. Такие сервизы уважительно называли «гэдээровскими мадоннами». Именно они стали самыми популярными в 70-е – 80-е годы.
Фарфоровые комплекты, на которых красовались пышнотелые дамы, выгодно отличались гламурным дизайном и качеством материала от привычных советских фаянсовых сервизов. Немецкие «Мадонны» были не просто красивой посудой. Такой сервиз, бережно хранящийся за стеклом витрины купленной по записи мебельной стенки «Юбилейная» или «Кипарис», был показателем престижа, свидетельствовавшем об «умении жить». Хозяйки с удовольствием демонстрировали свою «Мадонну» гостям, сервируя стол в большие праздники. В будние дни таким сервизом не пользовались.
В пору всеобщего дефицита «Мадонну» невозможно было свободно купить в магазине. Изредка перед знаменательными советскими праздниками сервизы из немецкого фарфора в очень ограниченных количествах «выбрасывались» на прилавки столичных торговых точек. Приобреталась такая посуда далеко не случайными покупателями, а теми, кто был заранее предупреждён сотрудниками магазина о счастливой возможности стать обладателем вожделенного сервиза.
Несмотря на то, что увидеть «Мадонну» в продаже было практически нереально, этот сервиз украшал шкафы с зеркальными задними стенками в гостиных квартир едва ли не каждой благополучной советской семьи. Фарфоровую «Мадонну» можно было «достать» по блату или приобрести за так называемые «чеки» в сети магазинов «Берёзка». Счастливыми обладателями «Мадонны» становились также родственники и близкие друзья семей офицеров, которым посчастливилось служить в дружественной Германии. Приезжая раз в год в отпуск, они непременно везли «из-за бугра» дефицитные сервизы.
Импортные сервизы столь высоко ценились советскими гражданами отнюдь не потому, что в стране не было отечественного высококачественного фарфора. Основной причиной престижности немецких сервизов было не столько его безупречное качество, сколько то, что они входили в категорию дефицитных товаров.
Сервизы Ленинградского фарфорового завода
Тем не менее, в Советском Союзе был фарфор высочайшего качества, составляющий достойную конкуренцию второсортному толстостенному фаянсу, которым в ту пору были заставлены полки всех посудных отделов. Однако высококачественные фарфоровые изделия Ленинградского (бывшего Императорского) завода намного меньше привлекали «рождённых в СССР», потому что в те времена сервизы с всемирно известным дизайном «Колокольчик» и «Кобальтовая сетка» можно было свободно купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других крупные городов СССР. Причём цена их была дешевле импортных. Но иметь производимое на экспорт отечественное «белое золото» не считались советскими гражданами престижным, потому что его не было необходимости приобретать «из-под полы»: оно нередко появлялось в свободной продаже.
Тем не менее, кофейные и столовые сервизы, чайные пары и сувениры из Страны Советов, расписанные кобальтом и позолотой по тончайшему фарфоровому «белью», успешно конкурировали не только с немецким, но и с китайским фарфором.
Самыми известными из них были и остаются изделия, расписанные сетчатым графическим рисунком с золочеными мазками в уголках ромбов. Именно этот дизайн получил название «кобальтовая сетка».
История создания славноизвестного чайного комплекта, расписанного «кобальтовой сеткой» в изящной форме «Тюльпан», который был создан в 1950-м году скульптором Серафимой Яковлевой и расписан художницей Анной Яцкевич, связана со специальным кобальтовым карандашом. Появившись на заводе, он не был одобрен художниками, привыкшими работать кистью. Сетчатый декор, сделанный Анной Яцкевич на чайном сервизе, стал первым удачным опытом применения этой новинки. Один из первых экземпляров чайного комплекта «Кобальтовая сетка», расписанный необычным карандашом, сейчас хранится в Русском музее. Он изготовлен в технике подглазурной росписи и надглазурной позолоты, которая до этого довольно широко использовалась на самом дорогом в ту пору китайском фарфоре высочайшего качества.
Существует мнение, что советская художница, пережившая блокаду Ленинграда, расписала сервиз сеточкой «в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрёстном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда». Сложно судить о том, насколько оно верно. Но то, что в 1958-м году довольно простая и в то же время элегантная «Кобальтовая сетка» покорила мир, совершенно бесспорно.
На Всемирной выставке фарфора в городе Брюсселе Ленинградский фарфоровый завод представлял свои лучшие изделия. Сервиз в декоре «Кобальтовая сетка» не был изделием, специально готовившимся к этой выставке. Он просто входил в ассортимент ЛФЗ. Золотая медаль, полученная заводом за узор и форму сервиза, стала совершенно неожиданной наградой.
С тех пор и по нынешнее время изящный фарфор в кобальтовой с позолотой росписи, выполненный в классической форме, является визитной карточкой первого в России и третьего в Европе (по времени основания) производителя «белого золота».
Время все расставило на свои места. Искусственно создававшийся дефицит остался лишь в воспоминаниях современников Страны Советов, смиренно проводивших долгие часы в нескончаемых очередях. Отнюдь не немецкие «Мадонны», штамповавшиеся специально «для наших» сначала в Германии и Чехии, а затем в Одессе, а элегантные отечественные сервизы с ручной кобальтовой росписью украшают частные коллекции ценителей «белого золота» и экспозиции многих музеев мира. На всемирном аукционе Ebay предметы, расписанные «кобальтовой сеткой», успешного конкурируют в цене с мейсоновским фарфором и уж, конечно, их стоимость не сравнима со стоимостью некогда дефицитных «Мадонн», не представляющих особой коллекционной ценности.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |