Статуэтка «Карп» Дулевского фарфорового завода
Автор
|
Опубликовано: 3523 дня назад (14 апреля 2015)
Редактировалось: 12 раз — последний 14 апреля 2015
|
0 Голосов: 0 |
Во времена развитого социализма наличие фарфоровых статуэток в доме различными слоями населения рассматривалось по-разному. Молодёжь считала фарфоровых слоников признаком замшелого мещанства. Старшее поколение к мелкой анималистической пластике относилось как к свидетельству достатка и благополучия в семье.
На социалистических предприятиях фарфоровые статуэтки в виде зверей, птиц и рыб принято было вручать сотрудникам по случаю юбилейных дат. Советские граждане дарили фарфоровые фигурки друг другу на праздники и дни рождения. Во времена, когда самым лучшим подарком считалась хорошая книга, они не могли составить равновесную конкуренцию дефицитным печатным изданиям, но были едва ли не единственными достойными предметами декора интерьера.
Типичным образцом прикладного искусства времён соцреализма является анималистическая скульптура «Карп» Дулевского фарфорового завода – крупнейшего в СССР предприятия, занимавшегося изготовлением бытового и художественного фарфора.
Создана статуэтка из белого фарфора, декорирована росписью и золочением. Несмотря на эскизность, она впечатляет точностью передачи реалистических черт и органичностью декоративных качеств.
Данная статуэтка выпускалась большим тиражом. Очевидно, поэтому дулевский карп нередко выплывает на аукционах стран СНГ.
Анималистическая скульптура данной тематики встречается на аукционах в двух разновидностях:
• интерьерная статуэтка;
• пепельница, увенчанная фигуркой речного карпа.
Описание этого изделия находим в каталоге С. Белоглазова «Советский фарфор. 1930 – 1980», № 6, стр. 156.
Своего «Карпа» мы с сестрой нашли на чердаке. Для нас он не имел никакой эстетической ценности и был просто необычной игрушкой, которой мы иногда кололи орехи. Не раз пытались стереть позолоту на плавниках и хвосте рыбки с помощью одеколона и ацетона, предпринимали попытки счистить золотые чешуйки лезвием.
Глядя на наши безуспешные эксперименты, папа говорил: «Ничего у вас не получится».
Однажды я спросила: «Почему не получится?» Папа ответил: «Потому что сделано в Дулево. Наши умеют делать на совесть!»
Где находится это Дулево, и кто такие эти наши, нас тогда не очень интересовало. Однако уверенность папы в том, что позолоту ничем не стереть, очень впечатляла.
Повзрослев и начав интересоваться фарфором, я по маркировке на основании фигурки, находящейся рядом с литником, определила, что наш «Карп» появился на свет раньше нас самих. Синее клеймо в виде больших букв «ДЗ», под которыми располагалась надпись «ДУЛЕВО», ставилось на фарфоровом ширпопребе с 1952-го по 1961 гг.
С 1961-го года, ознаменованного первым полётом человека в космос (ссыль), фарфоровую посуду и статуэтки стали маркировать изображением синего сокола. Графическое изображение этой птицы стало использоваться в связи с тем, что скульптора «Сокол», созданная мастером Алексеем Сотниковым, получила золотую медаль и «Гран-при» на всемирной выставке, проходившей в 1958-м году в Брюсселе.
Несмотря на то что анималистические фигурки, выпущенные в СССР на Дулевском ФЗ, не являются антиквариатом, а относятся к категории «ретро», они высоко ценятся в среде антикваров всего мира. Благородный и простой дулевский фарфор, отличающийся безупречной белизной, прекрасно сочетающейся с шиком позолоты и блеском удивительной глазури, красноречиво повествует о том, что в СССР всё, даже фарфоровые статуэтки, делалось по-настоящему, на века, словно специально для того, чтобы когда-то стать антиквариатом, удивляющим потомков качеством и эстетикой.
На социалистических предприятиях фарфоровые статуэтки в виде зверей, птиц и рыб принято было вручать сотрудникам по случаю юбилейных дат. Советские граждане дарили фарфоровые фигурки друг другу на праздники и дни рождения. Во времена, когда самым лучшим подарком считалась хорошая книга, они не могли составить равновесную конкуренцию дефицитным печатным изданиям, но были едва ли не единственными достойными предметами декора интерьера.
Анималистическая скульптура «Карп» как типичный образец малой фарфоровой пластики советского периода
Типичным образцом прикладного искусства времён соцреализма является анималистическая скульптура «Карп» Дулевского фарфорового завода – крупнейшего в СССР предприятия, занимавшегося изготовлением бытового и художественного фарфора.
Создана статуэтка из белого фарфора, декорирована росписью и золочением. Несмотря на эскизность, она впечатляет точностью передачи реалистических черт и органичностью декоративных качеств.
Данная статуэтка выпускалась большим тиражом. Очевидно, поэтому дулевский карп нередко выплывает на аукционах стран СНГ.
Анималистическая скульптура данной тематики встречается на аукционах в двух разновидностях:
• интерьерная статуэтка;
• пепельница, увенчанная фигуркой речного карпа.
Описание этого изделия находим в каталоге С. Белоглазова «Советский фарфор. 1930 – 1980», № 6, стр. 156.
Сделано в СССР – значит, сделано на совесть
Своего «Карпа» мы с сестрой нашли на чердаке. Для нас он не имел никакой эстетической ценности и был просто необычной игрушкой, которой мы иногда кололи орехи. Не раз пытались стереть позолоту на плавниках и хвосте рыбки с помощью одеколона и ацетона, предпринимали попытки счистить золотые чешуйки лезвием.
Глядя на наши безуспешные эксперименты, папа говорил: «Ничего у вас не получится».
Однажды я спросила: «Почему не получится?» Папа ответил: «Потому что сделано в Дулево. Наши умеют делать на совесть!»
Где находится это Дулево, и кто такие эти наши, нас тогда не очень интересовало. Однако уверенность папы в том, что позолоту ничем не стереть, очень впечатляла.
Повзрослев и начав интересоваться фарфором, я по маркировке на основании фигурки, находящейся рядом с литником, определила, что наш «Карп» появился на свет раньше нас самих. Синее клеймо в виде больших букв «ДЗ», под которыми располагалась надпись «ДУЛЕВО», ставилось на фарфоровом ширпопребе с 1952-го по 1961 гг.
С 1961-го года, ознаменованного первым полётом человека в космос (ссыль), фарфоровую посуду и статуэтки стали маркировать изображением синего сокола. Графическое изображение этой птицы стало использоваться в связи с тем, что скульптора «Сокол», созданная мастером Алексеем Сотниковым, получила золотую медаль и «Гран-при» на всемирной выставке, проходившей в 1958-м году в Брюсселе.
Несмотря на то что анималистические фигурки, выпущенные в СССР на Дулевском ФЗ, не являются антиквариатом, а относятся к категории «ретро», они высоко ценятся в среде антикваров всего мира. Благородный и простой дулевский фарфор, отличающийся безупречной белизной, прекрасно сочетающейся с шиком позолоты и блеском удивительной глазури, красноречиво повествует о том, что в СССР всё, даже фарфоровые статуэтки, делалось по-настоящему, на века, словно специально для того, чтобы когда-то стать антиквариатом, удивляющим потомков качеством и эстетикой.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |