«Восточная песня»

3 июня 2016 - Леонид
article471.jpg

 

Повезло тем, кто слушал передачу «С добрым утром», что выходила по воскресеньям в 9.15 утра по Всесоюзному радио. Они раньше других услышали «Восточную песню» в исполнении Валерия Ободзинского. Песня поразила душевной мелодией, исключительно подходящими к ней словами и голосом исполнителя, тенором, который был нежен, красив и «нестандартен». С последним определением голоса молодого певца, уже имевшего сольный миньон (мини альбом из 2-4 песен) и попавшего в 7 сборных альбомов, большинство которых записаны Эстрадным оркестром под управлением Олега Лундстрема, были согласны и автор музыки Давид Тухманов, и автор стихов Онегин Гаджикасимов.

 

 

Певца Валерия Обоздинского в Советском Союзе уже знали. Известность ему принесли двухмесячные гастроли по Дальнему Востоку и Сибири в 1967 году. Но то, что случилось после исполнения «Восточной песни», превзошло все ожидания ее творцов: песня стала если не самой популярной в СССР, то любимейшей молодежью и знаковой для тогдашнего времени – это точно. Сам исполнитель этой песни уже к середине дня после утренней передачи «С добрым утром» стал потрясающе популярен. А когда фирма «Мелодия» в июле 1969 года выпустила миньон на 33 оборота, где на одной стороне записана «Восточная песня», а на другой – «Девушка», то есть, русскоязычная версия битловской «Girl», тогда «Восточную песню» уже услышали и полюбили все. И популярность Ободзинского становится поистине ошеломляющей.

концерт Валерия Ободзинского, 1969 год

 

 

«Девушка», конечно, была исполнена очень душевно и лирически. Но «Восточная песня»… Это был несомненно гимн времени! Но не парадно-торжественный, типа:

 

Будет людям счастье,

счастье на века.

У советской власти

сила велика...

Или вроде:

День за днем идут года –

зори новых поколений.

Но никто и никогда

не забудет имя Ленин…

 

«Восточная песня» была гимном любви. Душа замирала, когда эта песня звучала из окон домов, на катках, в парках. Слова и мелодия были близки и понятны всем. Это была настоящая проповедь любви, спетая сердцем. Вот эта песня звучания 1969 года:

 

 

 

Грампластика с Восточной песней, 1969 год

 

 

Фирма «Мелодия» начинает ковать, пока горячо. В течение августа 1969 выходят еще две пластинки с «Восточной песней», гибкая и твердая. Осенью-зимой 69-го «Восточная песня» издается еще на двух пластинках. И в начале 1970-го выходит пластинка-гигант «Поет Валерий Ободзинский», где вместе с «Восточной песней» записана еще одна знаковая песня: «Эти глаза напротив». А всего песен в исполнении Ободзинского на пластинке-гиганте четырнадцать.

 

 

Приобретя фантастическую популярность, «Восточная песня» попадает вдруг черный список. Запись на телевидении, где Ободзинский спел эту песню в костюме в мелкую клетку, уничтожается. А все потому, что 1970-й год – юбилейный для нашего вождя, что «живее всех живых». Владимиру Ильичу Ленину в 1970-м исполняется сто лет. А в «Восточной песне» присутствуют такие слова:

 

В каждой строчке только точки

после буквы л...

 

Нет, конечно, понятно, что авторы имеют в виду слово «любовь», которое не решается произнести лирический герой песни. Но вот ясно ли это всем советским гражданам? Не стоит забывать, что у нас год столетия Ленина. А вдруг кто-то подумает, что под буквой «л» с точками подразумевается слово «Ленин»? Нет, эта песня в юбилейный год Ильича петься не будет...

 

Так решил худсовет. И Ободзинский на телевидении в том году так и не появился.

 

 

Три года «Мелодия» не решалась выпускать песни Ободзинского: мало ли чего. Но они звучали едва ли не из каждого окна. Они были записаны на магнитофонах. Их играли на танцплощадках. Их пели во дворах под гитару. В первую очередь, конечно, «Восточную песню». Запрет песни никак не повлиял на ее популярность. Да никто из простых советских людей про такой запрет не знал. Ничего не оставалось делать, как отменить запрет. К тому же 100 лет со дня рождения дедушки Ленина уже прошли...

 

В 1973 году искусственно установленную плотину прорвало: выходит сразу три пластинки с песнями в исполнении Валерия Ободзинского.

В 1974-м – пять!

В 1975-м – шесть!

В 1976 пять.

И еще три в 1978 году...

 

Эту песню поют и сегодня. И не только профессионалы сцены. Ее поют на вечеринках и застольях, вместе с «Вот кто-то с горочки спустился» и «Каким ты был».

 

 

Алексей Барабаш в роли Валерия Ободзинского

 

 Эту песню знают и поют не только люди пожилые, для которых «Восточная песня» является, и правда, гимном ушедшего времени. Ее поют люди среднего возраста и даже молодежь, слышавшая песню по телику. «Восточная песня» стала народной, поскольку в ней есть душа. Эту душу вселил в нее Валерий Ободзинский...

 

В 2016 году вышел сериал, посвященный Валерию Ободзинскому. Называется он: «Эти глаза напротив». Главную роль в сериале играет петербургский актер Алексей Барабаш. Играет исключительно правдиво и достойно.

 

Сериал этот почти так же хорош, как 16-серийная лента о Людмиле Гурченко с одноименным названием. Просто там восхитительно воплотила образ Люси Гурченко в детские годы юная актриса, совсем еще девочка Светлана Осадченко. И был великолепен Николай Добрынин, сыгравший Марка Гавриловича, отца Людмилы.

 

Впрочем, стоит посмотреть оба фильма...

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Танцы… Это было одним из основных видов досуга молодежи в выходные дни. Если исключить кино. В кино ходили чаще, нежели на танцы, и много чаще, чем сейчас. На третьем месте были вылазки на природу с ночевкой, то есть палаткой, гитарой и винишком. С экологией напряга не было, а кто такие клещи, никто и не ведал. Но если походы в кино были мероприятием, имеющим культурную и личностно-любовную подоплеку, вылазки на природу носили расслабляющий и опять-таки личностно-любовный характер, то...
  У многих, родившихся в СССР, ВИА Стаса Намина «Цветы», в первую очередь, ассоциируется с мелодичной и удивительно проникновенной песней «Звездочка моя ясная». И это объяснимо, ведь именно эта песня стала визитной карточкой «Цветов», практически в одночасье сделав группу популярной.    ...
Об этом московском ВИА мы в Казани знали мало. Кажется, эта группа так и не стала профессиональным ансамблем. Но для любительской группы ее популярность была уникальной......
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
 Эту песенку пели и играли в 60-е и 70-е годы прошлого века едва ли не в каждом дворе. И ее обязательно пели в походах у ночного костра. А потом как отрезало...  ...
Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.    ...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
  Это одна из самых замечательных песен эры вокально-инструментальных ансамблей. Спел ее в том варианте, который так лег на душу, Евгений Броневицкий, вокалист и бас-гитарист ВИА «Поющие гитары», лучшей группы на то время, умудряющейся работать во многих жанрах, включая народные песни, биг-бит и рок-н-ролл.    ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
Рейтинг: +2 Голосов: 2 6969 просмотров
Комментарии (4)
Ирина # 3 июня 2016 в 22:15 0
Лирические песни того времени были не только мелодичными, но и содержательными. Каждая из них была как маленькая жизненная история. Не зря сейчас многие песни, в том числе и песни Валерия Ободзинского, переживают второе рождение!
Игорь # 4 июня 2016 в 12:47 +1
Пристрастие к алкоголю погубило этого талантливейшего музыканта - после 1975 года Ободзинский практически не выступал.
Виктория # 4 июня 2016 в 14:41 +1
Песни того времени я бы охарактеризовала так: хорошие стихи, хорошая музыка, хороший голос. Собственно поэтому их слушают до сих пор. Сейчас мало хороших песен. Обратила внимание, что когда на работе радио включают, я уже через полчаса становлюсь раздражительной: бесит! Причем конкретно. Мертвая компьютерная музыка, безголосые исполнители, про тексты вообще молчу. Если слышу Тимоти - вообще впадаю в бешенство. zlo
Марина # 4 июня 2016 в 18:27 0
К сожалению, услышать песню, чтобы душа развернулась, а потом свернулась - теперь очень большая редкость.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика