«Юнона и Авось»: 35 лет плавания

3 мая 2015 - Администратор
article170.jpg

К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.

 

 

Масла в огонь подлили и западные СМИ, назвав рок-оперу «Юнона и Авось» антисоветской постановкой из-за того, что одной из центральных фигур сюжета является библейский образ Казанской Божьей матери, а парусники «Юнона» и «Авось» украшают флаги Российской империи. Понятно, что эти придирки не имели ничего общего с идеологической подоплёкой спектакля – да и не было в этой истории любви никакой политической идеологии. Но, видимо, именно это больше всего и возмутило чиновников, отрицательно относившихся в то время ко всему, что имело отношение к слову «рок». Даже альбом с аудиоверсией спектакля, записанный в 1980-м году, вышел в свет с двухлетним опозданием.

 

 

Алексей Рыбников, как мог, отстаивал своё детище на всех уровнях: убеждал, доказывал право спектакля на жизнь, даже судился с Министерством культуры СССР. К его чести надо сказать, что суд он выиграл ценой собственной репутации человека, с которым лучше не связываться. Проблемы у авторов постановки продолжались до тех пор, пока не вмешался случай: запись спектакля увидел Пьер Карден, знаменитый французский кутюрье. Каким образом ему удалось уговорить Минкульт СССР – неизвестно, но советские власти сдались, и вскоре труппа Ленкома получила разрешение на показ спектакля в Париже. Затем были гастроли на Бродвее – родине мировых мюзиклов. Затем – гастрольное турне по Германии, Нидерландам и другим европейским странам.

 

Юнона и Авось, первые исполнители Елена Шанина и Николай КараченцовЗа 35 лет спектакль сменил несколько составов. До 2005 года бессменным графом Резановым в Ленкоме был Николай Каркченцов. Возможно, если бы не трагедия, отнявшая у него здоровье, он бы по сей день играл эту роль. С 2005 года Резанова играют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Больше всего в спектакле сменилось актрис, играющих роль Кончиты: после Елены Шаниной это были Инна Пиварс, Алёна Хмельницкая, Анна Большова, Алла Юганова, Александра Волкова. Рано ушедших от нас Александра Абдулова и Павла Смеяна в спектакле сменили Станислав Рядинский и Кирилл Петров. Только один актёр, Александр Садо, играет в спектакле все 35 лет, верный своей роли в группе молящихся.

 

В 2008 году рок-опера «Юнона и Авось» отметила славный юбилей: в Ленкоме спектакль сыграли в тысячный раз. Но его необыкновенная аура и мистическая притягательность настолько сильна, что и сегодня, спустя 35 лет после премьеры, спектакль считается лучшим хитом театра и идёт с полным аншлагом в любом уголке мира.

 

«Юнона и Авось» на сценах Советского Союза и зарубежья

 

С 1985 года спектакль с некоторыми изменениями исполняется в Санкт-Петербурге на сцене театра «Рок опера». Кстати, Алексею Рыбникову эта постановка понравилась больше, чем Ленкомовская: по его словам, питерский театр более точно воплотил авторскую идею, сохранив при этом и жанровую, и драматургическую основу. В 2010 году театр «Рок опера» сыграл спектакль в двухтысячный раз.

 

В свой репертуар «Юнону и Авось» также включили Красноярский музыкальный театр и Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского.

 

Не обошли вниманием спектакль и за рубежом: в разные годы он был поставлен в театрах Германии, Венгрии, Чехии, Польши, Украины, Южной Кореи и других стран.

 

В 2009 году в Лакосте (Франция) Театр Алексея Рыбникова представил авторскую версию спектакля, в которой акцент был сделан не на театральные эффекты, а на музыку и пластику. Режиссура сценической версии принадлежит режиссёру Александру Рыхлову. Вокальные номера поставила Жанна Рождественская, хореографические – Жанна Шмакова. Спектакль был поставлен специально для фестиваля, проводимого Пьером Карденом.


Предлагаем вам посмотреть редкие кадры, снятые в 2004 году во время творческих посиделок труппы "Ленкома". Любимые актеры, гениальный режиссер, непринужденная обстановка... Многие еще живы...

 

 

 

Историческая справка

 

В 2011 году правительство острова Ниуэ заказало польскому монетному двору серебряную монету, посвящённую спектаклю театра Ленком. На монете достоинством в один новозеландский доллар изображены главные герои рок-оперы граф Резанов и Кончита в исполнении Николая Караченцова и Елены Шаниной с надписью на русском языке: «Юнона и Авось».

 

Юбилейный новозалендский доллар Юнона и Авось

 

 

 

Похожие статьи:

 1970 год в СССР был богат на культурные события, масштабные и не очень. Но одно из них, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы вспомнить о нем более подробно: Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова переехал в новое здание. ...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
 Для меня 1975-й – особый год: 15 февраля меня приняли в пионеры, одну из первых в классе. Почему мне запомнилась точная дата? Все просто: 15 февраля – день рождения татарского поэта-героя Мусы Джалиля, погибшего в фашистских застенках. Его имя носила наша школа, именем поэта назван и главный театр Казани – театр оперы и балета, а также одна из улиц в центре города. И каждый год в день рождения Мусы Джалиля в театре традиционно проводился общешкольный праздник. ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
Лазарь Иосифович Вайсбейн – вы слышали когда-нибудь это имя? Вряд ли. А имя Леонида Осиповича Утесова вам о чем-нибудь говорит? Знаменитое имя, легендарное, правда? Но – ненастоящее: этот звучный псевдоним талантливый еврейский юноша Лазарь Вайсбейн выбрал в качестве сценического имени. А сцена в его жизни появилась, когда ему было 20 лет – и с тех пор уже не отпускала.  ...
  «Орфей полюбил Эвридику – какая старая история»… Так начинается эта рок-опера Алексея Журбина и драматурга Юрия Димитрина, появившаяся в 1975 году. Первая советская рок-опера, положившая начало этому жанру на отечественной сцене.    ...
Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.    ...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 5097 просмотров
Комментарии (4)
Олег # 10 октября 2015 в 07:01 0
Да, такого, чтобы прямо монету выпустить, вроде и не было ни у кого и ни с чем! Как, говорится, куда уж круче - стать классикой (причем вообще мировой музыкальной, а не только "роковой"!) при "всех живых"!
soveren11 # 13 июня 2016 в 20:02 0
Меня всегда поражало, как, практически без продвижения на ТВ и радио эта рок-опера по количеству проданных пластинок сумела достичь уровня платиновых альбомов? Думаю, что кроме Музыки (специально написал с большой буквы) и романтически-трагичного сюжета сыграли свою роль и харизма актёров, исполнявших главные роли, и ореол бунтарства и запретности, и монополия на музыкальный продукт такого вида - я лично не помню других советских рок-опер того времени кроме "Юноны..." и "Звезды и смерти..."
Администратор # 13 июня 2016 в 20:13 0
"Орфей и Эвридика" еще была. Самая первая советская рок-опера.
Кстати, спасибо, что напомнили - надо будет о ней подробнее рассказать.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика