Марш «Прощание славянки»: история создания

25 мая 2015 - Администратор
article180.jpg

Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.

 

 

Композиция была создана в 1912 году и приурочена к событиям первой Балканской войны в 1912-1913 гг. Автор марша – штаб-трубач седьмого тамбовского кавалерийского полка Василий Агапкин – показал свои музыкальные наброски известному военному композитору и капельмейстеру Якову Богораду, специально съездив для этого к нему в Симферополь. Вместе они доработали партитуру и выбрали название, под которым марш и получил свою известность – «Прощание славянки».

 

 

Тот же Яков Богорад посодействовал Агапкину в публикации нот: первые сто экземпляров партитуры для духового оркестра были отпечатаны в типографии Симферополя. На обложке первого издания были две надписи, указывающие, что этот марш – посвящение всем славянским женщинам, а также событиям на Балканах. Таким образом были развеяны сомнения музыкальных исследователей, полагавших, что основой марша стали строки солдатской песни, запрещённой в царской России, «Ах, зачем нас забрили в солдаты, отправляют на Дальний Восток!» Публичная премьера марша состоялась осенью 1912 года в Тамбове, на строевом смотре полка, где служил Василий Агапкин. Поначалу это была только музыка, в дальнейшем у неё появилось сразу несколько текстов, написанных советскими поэтами в разное время.

 

О том, насколько быстро марш «Прощание славянки» стал популярным, свидетельствует интересный исторический факт: во время гражданской войны его исполняли оба противоборствующих лагеря: и «белые», и «красные». Особенно эта композиция полюбилась бойцам Добровольческой армии и армии Колчака. В дальнейшем эта популярность в «белой» среде сослужила маршу плохую службу: многие революционные пропагандисты называли его белогвардейским, а значит, вражеским и призывали запретить его исполнение в советской стране. К счастью, музыка оказалась сильнее политики, что подтверждает история: эта композиция стала украшением многих легендарных московских парадов. Под звуки этого марша 7 ноября 1941 года прямо с Красной площади солдаты уходили в бой; звучал он и в 45-м, на параде Победы.

 

Долгое время отношение музыкальных критиков к «Прощанию славянки» было неоднозначным. Одни называли его примитивным, вторые – типично белогвардейским, третьи восхищались необыкновенной напевностью мелодии, но при этом отмечали, что для военного марша подобная мелодичность не свойственна. Четвёртых впечатляла великолепная оркестровка, воплотившая уникальное сочетание мощного звучания и проникновенной лирики. Кто-то недоумевал: почему военный марш написан в миноре, нарушая тем самым все классические каноны? Однако практически ни один критик не остался равнодушным к этому произведению, что говорит как о неординарности самой музыки, так и о гениальности её создателя.

 

Конец спорам критиков был положен в 1957 году, когда состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», в котором марш прозвучал в сцене проводов добровольцев на фронт. Эпизод, усиленный мощной музыкой В. Агапкина, получился настолько драматически точным и сильным, что больше сомнений в музыкальной ценности этого произведения не возникало.

 

Сегодня марш Василия Агапкина «Прощание славянки» – непременный атрибут торжественных парадов на Красной площади в день Победы. Под мощное звучание сводного военного оркестра перед правительством и ветеранами Великой Отечественной войны проходят чётким шагом лучшие бойцы России, демонстрируя силу, доблесть, славу и верность Родине.

 

 

 

Похожие статьи:

«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
Лазарь Иосифович Вайсбейн – вы слышали когда-нибудь это имя? Вряд ли. А имя Леонида Осиповича Утесова вам о чем-нибудь говорит? Знаменитое имя, легендарное, правда? Но – ненастоящее: этот звучный псевдоним талантливый еврейский юноша Лазарь Вайсбейн выбрал в качестве сценического имени. А сцена в его жизни появилась, когда ему было 20 лет – и с тех пор уже не отпускала.  ...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
Рейтинг: +3 Голосов: 3 13138 просмотров
Комментарии (7)
Людмила # 19 июля 2015 в 06:47 +2
С удовольствием послушала знакомую с детства удивительную музыку и познакомилась с историей её создания. В самом деле, удивительно же, что военный марш сочетает в себе торжественность, решимость, необыкновенный лиризм, мелодичность. Но нет в нём и намёка на агрессивность.

В городке, где я родилась и выросла, не было военных парадов. Но майские и ноябрьские демонстрации трудящихся все почему-то именовали парадами. А движение колонн начиналось под этот памятный марш. Не знала, что у него существовали какие-либо тексты. Любопытно было бы почитать.
Администратор # 19 июля 2015 в 23:08 +2
Ой, я вообще обожаю этот марш! Такая мощь, такая потрясающая энергетика - аж до мороза по коже! Тем более, что он был в программе муз. училища, где я училась в юности, так что эту мощь ощущала не только со стороны, но и во время исполнения, когда особенно чувствовалось единение всего оркестра.
У нас даже прикол ходил: если кто-то из студентов повздорит, шеф говорил: "Ну что, прогоним разок "Славянку" - и на мировую?"
Людмила # 20 июля 2015 в 05:51 +3
Да, Вы правы: до мороза по коже!.. Чувство единения всех, кто рядом - это тоже знакомо. И кто мог такую музыку назвать примитивной? Разве что примитив...
Валерий # 19 сентября 2015 в 07:10 0
Я уезжал в армию с Курского вокзала под этот марш в 1987 г, провожала будущая жена. Через 23 года мы уже с ней в двоем, и опять же с Куского вокзала под Прощание Славянки провожали нашего сына. Вот она преемственность поколений на яву. Рожденные в СССР))
Виктория # 22 марта 2016 в 17:54 0
Марш на века. Он никого не оставит равнодушным: ни рожденных в СССР, ни современную молодежь. Без него парад вообще представить сложно. И дело даже не в привычке, а том, что он вызывает бурю эмоций и слезы на глазах.
Ольга # 24 июня 2016 в 05:56 0
Более ста лет прошло со времён создания марша, но эта гениальная композиция и сейчас продолжает будоражить душу.
Андрей # 15 марта 2017 в 07:17 0
Действительно, звуки этого марша сразу берут за душу, не оставляют никого равнодушным. И если его рассматривать исключительно как музыкальную композицию, можно увидеть яркий пример того, что искусство сильнее всех политических шквалов и бурь. А ведь их прошло в нашей стране за последнюю сотню лет немало.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика