«Я тебя никогда не забуду»: «Разлука», «Сага», «Романс»

28 декабря 2015 - Администратор
article307.jpg

Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что лучше, а что хуже».

 

Одна из таких редких историй произошла со стихотворением Андрея Вознесенского «Сага», написанным в 1977 году.

 

В том же 77-м эти пронзительные стихи были положены на музыку известным советским композитором Оскаром Фельцманом. Вскоре в студии грамзаписи «Мелодия» популярный в те годы ВИА «Веселые ребята» записал диск-миньон, и «Сага» Вознесенского прозвучала на весь Советский Союз. Мало кто сегодня помнит это исполнение – разве что те, кому в то время было 15 – 25, да и то не все. Особой популярностью песня не пользовалась, прошла как-то мимо радио, телевидения и массовых танцплощадок. Хотя, по мнению тех, кто ее слышал, песня получилась хоть и легкая, не претендующая на серьезное восприятие, но чем-то все же цепляла…

 

Что ж, возможно, кого-то зацепит и сегодня.

 

Прошла – и забылась. Чтобы всего через четыре года возродиться в другом жанре, у другого композитора, с другим названием и в другом исполнении. И даже в другом произведении: текст «Саги» Вознесенский внес в либретто рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Это решение поэта стало кульминацией оперы и звездным часом «Романса» (такое название получила «Сага» в либретто).

 

В 80-х «Я тебя никогда не забуду» зазвучало настолько энергетически мощно и вместе с тем лирически-проникновенно, что равнодушных к «Романсу» просто не осталось. Даже те, кто не видел рок-оперу на сцене и не слышал ее в аудио или видеозаписи, знали его наизусть. А сколько исполнений «Романса» было за все время его существования! А сколько споров вокруг него разгоралось! Кто-то считал его чужеродным элементом в опере, никак не соприкасающимся с сюжетной линией. А кто-то, наоборот, был убежден, что без него «Юнона и Авось» не имела бы такого потрясающего успеха. Как бы там ни было, а популярность «Романса» была бешеной. Популярен он и сегодня, хотя первая волна ажиотажа давно спала.

 

И это вполне объяснимо: все гениальное – вне времени.

 


 

 

 

Похожие статьи:

«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
Лазарь Иосифович Вайсбейн – вы слышали когда-нибудь это имя? Вряд ли. А имя Леонида Осиповича Утесова вам о чем-нибудь говорит? Знаменитое имя, легендарное, правда? Но – ненастоящее: этот звучный псевдоним талантливый еврейский юноша Лазарь Вайсбейн выбрал в качестве сценического имени. А сцена в его жизни появилась, когда ему было 20 лет – и с тех пор уже не отпускала.  ...
Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.    ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
Рейтинг: +2 Голосов: 2 5574 просмотра
Комментарии (5)
Роман # 28 декабря 2015 в 02:36 0
Сильные строчки. В исполнении "Веселых ребят" даже не слышал, а в других много раз. Нельзя однозначно назвать лучшего исполнителя "Романса".
Леонид # 28 декабря 2015 в 05:20 +2
Я был потрясен, когда впервые услышал этот "Романс" в "Юноне". Он всколыхнул такую бурю чувств... С тех пор я избегаю слушать эту вещь. Как ребенок, сунущий как-то руку в огонь и более этого уже никогда не делающий.
Игорь # 29 декабря 2015 в 12:30 +2
Я видел "живое" исполнение "Юноны и Авось" (1983 год, Ленинград)... вещь, действительно, вне времени.
Администратор # 29 декабря 2015 в 12:33 +1
Завидую белой завистью! Я видела уже даже не второй, а третий состав. А самый первый - только в записи.
Кристина # 29 февраля 2016 в 16:18 0
Меня восхищала любовь юной Кончиты к командору Николаю Резанову. Девушка прождала возлюбленного более 20 лет, а затем ушла в монастырь. В наше время редко встретишь такую верность. Ведь к Кончите несколько раз сватались, но она отвергала все предложения о браке.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика