Год 1970-й: главный кукольный театр СССР справляет новоселье

30 августа 2016 - Администратор
article507.jpg

 1970 год в СССР был богат на культурные события, масштабные и не очень. Но одно из них, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы вспомнить о нем более подробно: Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова переехал в новое здание.

Сергей Владимирович Образцов с любимой куклой

 

В истории легендарного кукольного театра это было поистине эпохальным событием, ведь к началу 70-х годов театр кукол Образцова был популярен не только в СССР – гастролируя по миру, уникальный коллектив снискал признание зрителей практически на всех континентах. Неудивительно, что иностранные туристы, посещавшие Москву, включали кукольный театр Образцова, наряду с Красной площадью, Мавзолеем, Большим театром и Третьяковской галереей,  в список мест, которые непременно нужно посетить. Да только не всем удавалось попасть на спектакль, и вовсе не по причине дефицита билетов. Просто небольшой зал на площади Маяковского не могло вместить огромное число желающих увидеть великолепные спектакли, которым рукоплескал весь мир.

 

 

Зрительный зал театра кукол С.ОбразцоваИ вот в 1970-м году знаменитый театр кукол под руководством Сергея Образцова отпраздновал новоселье, переехав в просторное помещение на Садово-Самотечной улице с двумя зрительными залами и роскошными сценами, оборудованными по последнему слову техники. Сложная механика занавеса, создающая эффект присутствия кукол среди зрителей, особая акустическая система с «бегающим» по залу звуком, аквариумы с экзотическими рыбками в фойе, уютный зимний сад – обо всем этом Сергей Владимирович Образцов и его труппа могли только мечтать. Как могли мечтать и о музее кукол с экспонатами, собранными по всему миру, и об огромной библиотеке.

 

 

Фойе кукольного театра Образцова, музей куколИ вот теперь все эти мечты стали явью к радости и режиссера, и актеров-кукольников, а главное – к неописуемому восторгу зрителей, коих теперь было на спектаклях в несколько раз больше, чем прежде. А посмотреть там было на что. В репертуаре кукольного театра к тому времени уже было около сотни спектаклей для детей и взрослых, и каждое представление воспринималось зрителем как праздник. Впрочем, эти спектакли и были самым настоящим праздником: ярким, зрелищным, нередко с элементами едкой сатиры, но всегда – позитивным. И таким захватывающим, что зритель порой забывал, что перед ним куклы – настолько блестящим, поистине ювелирным было мастерство кукольников, декораторов, осветителей, реквизиторов, ну и, конечно же, актеров. Вот лишь небольшой эпизод знаменитого спектакля «Необыкновенный концерт», ставший в 70-е годы главной «изюминкой» в репертуаре театра.

 

Необыкновенный концерт в театре Сергея Образцова

 

Личное отступление

 

В 70-м мне было пять лет. Помню, как в один из праздников мы всей семьей сидели за накрытым столом, а по телевизору показывали «Необыкновенный концерт». Помню, как мы громко смеялись над забавными репликами кукольного конферансье, над смешными концертными номерами, и как в перерывах между ними мама не раз повторяла: «Ну, надо же! Как живые!» А мне тогда казалось странным: почему – «как»? Разве они не живые? В голове пятилетнего ребенка не укладывалось, что эти яркие, колоритные, подвижные персонажи – всего лишь куклы, «оживающие» в руках талантливых актеров…

 

 

Удивляла советского зрителя безграничная любовь художественного руководителя и главного режиссера кукольного театра к своему детищу: абсолютно все для обустройства нового помещения Сергей Владимирович привозил лично с заграничных гастролей: от экспонатов для музея кукол до диковинных аквариумных рыбок. Даже идею часов на фасаде здания, отмечающих время кукольными мини-спектаклями, Образцов «подглядел» во время гастролей по Европе.

Часы с куклами на фасаде театра Образцова

 

 

Вообще часы – особая гордость театра кукол – стоят того, чтобы рассказать о них подробнее. С 1970 года стали его визитной карточкой, а начало каждого нового часа сопровождалось маленьким представлением. Сначала петух на часах начинал кукарекать и хлопать крыльями. Затем под мелодию народной песни «Во саду ли в огороде» открывалось определенное окошечко, из которого выходил кукольный зверь. А в полдень и в полночь открывались все окошки, «выпуская» к зрителям всех двенадцать кукольных зверюшек. Зная об этих ежечасных сказочных представлениях, перед началом каждого часа напротив здания кукольного театра собирались импровизированные зрители.

 

 

С кукольными часами на фасаде театра Сергея Образцова связан и один курьезный момент. Дело в том, что в СССР спиртное в магазинах начинали продавать с 11 часов, и как раз в 11 на часах следом за петушиным криком появлялся кукольный волк с ножом в лапе. Для местных выпивох это был сигналом: пора штурмовать винный отдел близлежащего гастронома. И с легкой руки острословов момент открытия винных отделов в магазинах стал называться «часом волка».

 

Юбилей в театре кукол Сергей Образцова

 

 

 

В 2013-м году Государственный академический театр кукол отметил сразу две юбилейные даты: 70-летие театра и 100-летие его основателя, бессменного руководителя и идейного вдохновителя Сергея Владимировича Образцова. Отметил в лучших театральных традициях – грандиозным международным фестивалем кукольных театров мира. По словам иностранных гостей фестиваля, которым посчастливилось попасть на спектакли Образцова еще до развала СССР, тот особый дух, который царил здесь в советские времена, сохранился и поныне. И это лучший комплимент театральному коллективу, собиравшему в 70-80-е годы овации и аншлаги по всему миру.

 

 

 

 

Похожие статьи:

  А это я со своим любимым мишкой. В 1965-м я была вот такой серьезной лысой «девушкой с характером», ибо очень не любила, когда мне мешали или отвлекали от важных занятий. А важных занятий у меня в ту пору было много: побренчать погремушкой, погрызть резиновую уточку, поулыбаться в ответ на улыбки взрослых, покапризничать, если что-то не нравилось. И еще – потискать плюшевого мишку, который в то время был больше меня, и которого я всегда любила больше всех игрушек....
 Для меня 1975-й – особый год: 15 февраля меня приняли в пионеры, одну из первых в классе. Почему мне запомнилась точная дата? Все просто: 15 февраля – день рождения татарского поэта-героя Мусы Джалиля, погибшего в фашистских застенках. Его имя носила наша школа, именем поэта назван и главный театр Казани – театр оперы и балета, а также одна из улиц в центре города. И каждый год в день рождения Мусы Джалиля в театре традиционно проводился общешкольный праздник. ...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
  «Орфей полюбил Эвридику – какая старая история»… Так начинается эта рок-опера Алексея Журбина и драматурга Юрия Димитрина, появившаяся в 1975 году. Первая советская рок-опера, положившая начало этому жанру на отечественной сцене.    ...
  Люди отмечали 10-летие победы, а моя мама собиралась меня рожать. А когда молодые еще парни-фронтовики похмелялись после вчерашних вечерних возлияний (9 мая тогда было рабочим днем), я оповестил мир своим надрывным плачем, что я – есть. И теперь, дескать, все кругом мне должны и обязаны. Поначалу, похоже, так и было... ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
  Я уже два года живу на чердаке сталинского дома. За это время в Кировском районе города начинается газификация. А еще открылось новое здание оперного театра имени Мусы Джалиля, и начала работу ВДНХ ТАССР на Оренбургском тракте. От центра это довольно далеко...      ...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
  Дорогие друзья!   На нашем сайте открылся новый масштабный проект под названием "Штрихи к портрету времени". Приглашаем к участию всех, кто рожден в СССР!  ...
  В этом году отцу, как специалисту, да еще семейному, да еще с ребенком дали комнату. На шестом этаже сталинского пятиэтажного дома на Кирова. То есть на чердаке, который кое-как благоустроили. Детское корыто, в котором я проводил большую часть времени, стало мне мало. И мне купили железную кроватку. ...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 5369 просмотров
Комментарии (3)
Lera # 31 августа 2016 в 08:12 +1
Еще был сатирический спектакль о создании Богом Земли и человечества. Очень смешной! Сейчас такой,увы,не покажут.
Андрей # 31 августа 2016 в 21:11 0
Я не большой любитель кукольных представлений, но несколько спектаклей из репертуара театра Образцова посмотрел с удовольствием. Чувствовалась рука мастера. А сейчас что-то этот театр не на слуху. Во всяком случае в медийном пространстве.
Игорь # 10 октября 2016 в 08:41 0
"Часом волка" называли 11.00 миллионы людей по всей стране, а не только "местные выпивохи". Сам волк символизировал нарезание закуски.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика