Советские представления о женском идеале: от Веры Холодной до «маленькой Веры»

13 января 2016 - Администратор
article327.jpg

 

Эталон женской красоты существовал во все времена. И в каждой эпохе были свои представления о том, какая она, идеальная женщина. Сформировались представления о женской красоте и в Советском Союзе, причем в разные периоды на первый план выходили то одни, то другие черты, создающие образ Прекрасной Дамы. Так или иначе, каждый идеал был связан не только с модными тенденциями, как на Западе, но и с событиями, происходящими в стране, отражая представления общества о красоте. И если до конца XIX века эти представления отражались в таких видах искусства как театр, живопись, скульптура, то с появлением кино образ идеальной женщины благополучно перекочевал на киноэкраны.

 

 

 

 

Вера Холодная

Одним из первых идеалов женской красоты в тогда еще советской России стала актриса Вера Холодная. Благодаря кино она очень быстро завоевала сердца миллионов, а ее имя стало синонимом безупречной красоты, женственности и особого, неповторимого шарма. За билетами на фильмы с участием Веры Холодной выстраивались многочасовые очереди, а афиши с ее фотографией моментально срывались поклонниками. Ангельским лицом и гордой статью Веры Холодной восхищались не только мужчины. Советские женщины, мечтая хоть на шаг приблизиться к этому величественно-загадочному образу, массово копировали не только прическу и одежду своего кумира, но и походку, мимику, жесты.

 

 

 

Любовь Орлова

Шло время, и на первый план в молодой стране Советов вышел образ трудового человека, что не преминуло отразиться на эталоне женской красоты. Олицетворением молодой, энергичной, сильной, но в то же время необыкновенно женственной и безумно красивой женщины стала актриса Любовь Орлова. И хотя среди поклонников актрисы поговаривали, что этот образ был слеплен по стандартам Голливуда, назвать Орлову чьим-то усредненным стандартом было бы кощунством. Помимо яркой изысканной внешности в этой актрисе присутствовали природная элегантность, великолепный вкус и море самых невероятных талантов. Она обладала сильным и красивым голосом, прекрасно танцевала, а в фильмах, где того требовала роль, самостоятельно исполняла сложные акробатические трюки!  Неудивительно, что целых три десятилетия Любовь Орлова не только покоряла мужские сердца, но и была эталоном для миллионов советских женщин.

 

 

 

Людмила Гурченко

Постепенно советская страна залечила раны послевоенной разрухи, и людям, измученным войной, горем и лишениями, захотелось праздника. И он явился в образе юной, стремительной, необыкновенно красивой Людмилы Гурченко, которая буквально искрилась радостью и позитивом, влюбив в себя практически всех мужчин Советского Союза. Но идеалом и примером для подражания она стала в 1956 году, после премьеры легендарной комедии «Карнавальная ночь». Буквально за несколько дней миллионы советских женщин изменили прическу «а-ля Гурченко», затянулись в приталенные платья с широкими веерообразными юбками, а легкая новогодняя песенка «Пять минут» моментально стала хитом.

 

 

 

Светлана Светличная

Настоящий культурный шок испытали советские мужчины в 68-м, когда в комедии «Бриллиантовая рука» появилась в купальнике роковая блондинка Светлана Светличная, сразив наповал не только простоватого Семен Семеныча, но и все мужское население Советского Союза. А для советских дам статная белокурая красавица моментально стала идеалом женской красоты. С этого времени в моду вошли длинные прямые распущенные волосы, яркий макияж с длинными «кошачьими» стрелками у глаз и томная игривость в обращении с противоположным полом. А знаменитая фраза «Не виноватая я! Он сам пришел!» стала расхожим женским афоризмом на все случаи жизни.

 

 

 

Ирина Алферова

С того знакового момента раздеваться перед кинокамерой стало для актрис делом привычным. А красавицы, замеченные на экране в купальниках (а иногда и без оных), одна за другой становились для советских дам эталоном изящества, женственности и стиля. Таковыми в 70-х были знаменитая «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Наталья Варлей, милая и обаятельная Елена Проклова, позднее, в 80-х – загадочная Ирина Алферова и поразившая всех особой, «несоветской» красотой Наталья Андрейченко. И каждой из них, пусть и на время, суждено было стать идеалом женской красоты, достойной не только поклонения, но и подражания.

 

 

 

Наталья Негода

В конце 80-х, в период ломки стереотипов и возведения в культ параметров 90-60-90 началась стремительная борьба советских женщин за стройность. Увлечение аэробикой превратилось в настоящий бум, а мода на диско распространилась не только на музыку, но и на стиль жизни. Привычные представления о женской красоте незаметно отошли в тень, уступив место нарядам из кожи и металла, агрессии в макияже и не менее агрессивному поведению. Дыхание перестройки неотвратимо накрывало страну; это, в частности, проявилось и в эталоне женской красоты. На пьедестал вознесли, безусловно, красивые, но грубоватые и хамоватые образы «интердевочки» и «маленькой Веры» в заурядных нарядах, с «боевой раскраской индейца» на лице – образы простых, «своих в доску» советских девчонок, с коими особо не церемонятся, и коих десятками можно было встретить в любом дворе.

 

 

 

Сегодня, спустя 25 лет после развала СССР, четко сформулировать образ Прекрасной Дамы сложно, уж слишком он размыт. Свобода и демократия в среде наших соотечественников настолько безгранично проявила себя во вкусах, взглядах и предпочтениях, что многие всерьез считают идеалом женской красоты и обаяния бородатую западную «красавицу» Кончиту Вурст. А посему не очень понятно, что ожидает эталон женской красоты в будущем: эволюция или деградация?

 

 

 

 

Похожие статьи:

 Вопреки расхожему мнению, что моды в Советском Союзе не существовало, никто не выделялся и не стремился к индивидуальности, можно смело утверждать, что она была! Как была во все времена женщина — законодательница моды. Причём, каждому этапу развития страны соответствовали свои тенденции, стили, определённые вкусы.  ...
Праздник любви, весны и восхищения женщинами в начале своего становления имел только политическую окраску. В 1857 году в этот день женское общество Нью-Йорка провело манифестацию по борьбе за равноправие с мужским полом. И уже в 1910 году в Копенгагене одна из социалисток — Клара Цеткин выступила с предложением признать 8 Марта женским днём, призвала всех женщин активно включиться в марш против нищеты, за право ценить свой труд, за...
Они появились на годок-другой позже заселения нашего дома. Дом был большой, длинный в форме буквы «Z» и пятиэтажный. Квартиры в нем получили рабочие и служащие Вертолетного завода. Шикарные квартиры, надо сказать. В сталинке на одной из главных улиц Ленинского тогда района – улице Восстания. ...
 О том, какими сильными, храбрыми и мужественными были советские мужчины, хорошо известно из многих источников. Но мы не будем затрагивать столь глобальные темы, а поговорим о том, как они выглядели в глазах своих соотечественниц. Как и всякий социум, Советский Союз наложил определенный отпечаток на его граждан. А поскольку разговор у нас о мужчинах, то здесь наблюдались следующие типажи, возникшие именно в СССР и ставшие следствием социалистического образа...
Странные существа эти женщины. Они всегда были таковыми. В том числе, и в советское время. Чтобы хоть как-то понять, что они представляли собой, скажем, в незабвенно-счастливые (как оказалось) времена Леонида Ильича Брежнева, можно попытаться разделить их на группы или типажи и выделить характерные особенности каждого типа. И хоть статья эта пишется на основании личного опыта и наблюдений, она достаточно объективна. ...
Поистине нарицательным для советских женщин стало название духов «Красная Москва». Этот парфюм недавно отметил свой столетний юбилей, закрепив за собой статус эпохального аромата. Сегодня это словосочетание вызывает ассоциации с тяжёлым и насыщенным букетом из душистых специй, цветов и древесных нот, окутывающим наших бабушек и мам.  ...
Они все были разные, советские девушки. По крайней мере, внешне. Невзирая на то, что носили во многом одинаковые прически и одежду, поскольку особо-то выбирать было не из чего. Это там, за бугром существовали разные стилевые направления: сафари, диско, хиппи, романтик, панк… Это у них там девушки принимали некий узнаваемый образ и жили в нем, слепо подражая оригиналу. А оригиналами являлись Мерилин Монро, Одри Хепберн, Софи Лорен, Джина Лолобриджида и еще...
Доступа к красочной косметике от мировых брендов у советских женщин, по большей части, не было, а потому для создания макияжа в ход шли самые смелые ухищрения. В те времена покупка палитры недорогих теней Ruby Rose была пределом мечтаний, а потому о роскошных помадах от Dior и пудре от Lancôme грезили миллионы советских модниц.  ...
Рейтинг: +3 Голосов: 3 5747 просмотров
Комментарии (4)
Злата # 14 января 2016 в 18:34 0
У каждой женщины должен быть свой неповторимый образ и стиль, вовсе необязательно копировать прически и наряды звезд телеэкрана и эстрады.
Леонид # 14 января 2016 в 21:05 +2
А мне кажется, что приоритеты расставлены верно. Как с женской, так и мужской точки зрения. Что касается образов, которые принимают для себя женщины, так лучше чей-то, чем никакой...
Роман # 18 января 2016 в 05:33 0
Названные в статье женщины хороши, но было еще немало красавиц, достойных упоминания. Красивых женщин у нас всегда было с избытком.
Виктория # 23 марта 2016 в 13:15 0
Мне всегда очень нравилась Людмила Гурченко и Ирина Алферова. А насчет Кончиты Вурст вообще отдельная тема. ЭТО вообще кто? И как ЭТО можно считать красивой, да еще и женщиной вообще непонятно.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика