Они появились на годок-другой позже заселения нашего дома. Дом был большой, длинный в форме буквы «Z» и пятиэтажный. Квартиры в нем получили рабочие и служащие Вертолетного завода. Шикарные квартиры, надо сказать. В сталинке на одной из главных улиц Ленинского тогда района – улице Восстания.
Почему они появились позже заселения? Потому что в новых квартирах новоселам нужно было время, чтобы обжиться и обзавестись всем необходимым. Когда это произошло – стали появляться дети, ибо отдельные квартиры к сему располагали. А с появлением детей стали появляться и они. Бабушки. Количество их росло пропорционально числу детей, и скоро наш двор с одной стороны и сквер с фонтаном с другой натурально заполонили дети и бабушки. Без них было никак. Домохозяек в те времена было очень мало, в семье работали все взрослые, а куда дите девать?
А ежели детей двое?
Трое?
Только на руки бабушке.
Бабушек, кому-то являющихся мамами, а то и натурально бабушками, обжившиеся новоселы привозили из бараков, коммуналок, пригородов и деревень и отводили им либо отдельную комнату, либо угол. Приезжали пожилые женщины со своим скарбом, и в коридорах и прихожих, благо, что просторных, появились обшарпанные комоды, огромные бельевые корзины, деревянные табуреты и даже кованые сундуки. Некогда в них собиралось и хранилось приданое, а теперь лежало всякое носильное барахло, порченое молью, которое стыдно было надеть, да жалко выбросить. Хотя нет, про «стыдно» это я зря. Им, бабушкам, десятилетиями надрывавшимся в колхозах и на фабриках, потерявшим мужей на фронте, было стыдно не работать, сидеть на шее детей и «объедать» их. Бабушки так и говорили: объедать. И когда я слышал это слово, мне тотчас представлялась такая картинка: бабушка, похожая на Бабу Ягу, откусывает от своих взрослых детей кусок за куском, объедая им ноги, руки и прочие части тела. Признаться, я побаивался этих приезжих старушек...
А вот бедно одеваться они не стыдились. Что на них надето, их совершенно не волновало. Их одежда поражала какой-то щемящей простотой. Для бабушек главным являлось то, чтоб было удобно и тепло. Поэтому одеты они были преимущественно в длинные выцветшие платья мало не до пят; какие-то допотопные неопределенного цвета кофты; в пальто с когда-то меховыми воротниками и совсем уж доисторические грязно-василькового цвета кацавейки на вате, вышедшие из моды еще до 1917 года, короткие, плюшево-бархатные, с проплешинами и закругленными полами. На ногах были годами ношеные боты, валенки или просто галоши, а на голове шаль или платок, повязанный под подбородком узлом с ниспадающими на грудь концами.
Зато эти бабушки умели делать все.
Это они строчили на машинках, зашивали, штопали и ставили на одежде детей заплатки, которых не было видно.
Это они ходили по магазинам, выстаивали очереди за дефицитными продуктами, что время от времени «выкидывали» на прилавки магазинов, а потом выгуливали внуков, наблюдая за ними со скамеечки и улыбаясь их проделкам беззубым ртом.
Ныне этих бабушек уже нет. А бабушки нынешние… Ну, платков и кацавеек они не носят...
Праздник любви, весны и восхищения женщинами в начале своего становления имел только политическую окраску. В 1857 году в этот день женское общество Нью-Йорка провело манифестацию по борьбе за равноправие с мужским полом. И уже в 1910 году в Копенгагене одна из социалисток — Клара Цеткин выступила с предложением признать 8 Марта женским днём, призвала всех женщин активно включиться в марш против нищеты, за право ценить свой труд, за...
Доступа к красочной косметике от мировых брендов у советских женщин, по большей части, не было, а потому для создания макияжа в ход шли самые смелые ухищрения. В те времена покупка палитры недорогих теней Ruby Rose была пределом мечтаний, а потому о роскошных помадах от Dior и пудре от Lancôme грезили миллионы советских модниц. ...
Эталон женской красоты существовал во все времена. И в каждой эпохе были свои представления о том, какая она, идеальная женщина. Сформировались представления о женской красоте и в Советском Союзе, причем в разные периоды на первый план выходили то одни, то другие черты, создающие образ Прекрасной Дамы. Так или иначе, каждый идеал был связан не только с модными тенденциями, как на Западе, но и с событиями, происходящими в стране, отражая...
Поистине нарицательным для советских женщин стало название духов «Красная Москва». Этот парфюм недавно отметил свой столетний юбилей, закрепив за собой статус эпохального аромата. Сегодня это словосочетание вызывает ассоциации с тяжёлым и насыщенным букетом из душистых специй, цветов и древесных нот, окутывающим наших бабушек и мам. ...
Странные существа эти женщины. Они всегда были таковыми. В том числе, и в советское время. Чтобы хоть как-то понять, что они представляли собой, скажем, в незабвенно-счастливые (как оказалось) времена Леонида Ильича Брежнева, можно попытаться разделить их на группы или типажи и выделить характерные особенности каждого типа. И хоть статья эта пишется на основании личного опыта и наблюдений, она достаточно объективна.
...
Вопреки расхожему мнению, что моды в Советском Союзе не существовало, никто не выделялся и не стремился к индивидуальности, можно смело утверждать, что она была! Как была во все времена женщина — законодательница моды. Причём, каждому этапу развития страны соответствовали свои тенденции, стили, определённые вкусы.
...
Советую фетровую шляпу колокольчиком (как носили в начале 30-х) на весну и осень и шляпку из сарацинской соломки с ленточками, что носили воспитанницы институтов благородных девиц, отпущенные на летнюю вакацию.
Похожие и сейчас иногда встречаются. Только одеты немного иначе. И не с внуками, а просто сидят на скамеечках возле подъезда. Те бабушки, которые переезжают ради внуков уже наверное исчезли. А такие бабушки, у которых где-то спрятан узелок с уже пожелтевшей одежкой, отложенной на последний путь, еще точно есть!
Именно такими в платках мне и запомнились советские бабушки. Чаще всего они сидели на скамеечке у дома и обсуждали всех проходящих мимо обитателей подъезда.
Мне тоже с детства запомнились такие бабушки. Некоторые бабушки даже летом сидели в тёплых войлочных сапогах и мило обсуждали всех проходящих мимо них соседей. Добрые бабушки, которые прошли через многое и прожившие столько лет, но всегда готовые помочь с внуками и даже правнуками.
А вот и не угадали вы, товарищ автор, про то, что бабулек не волновало то, что на них надето. За допотопность и плохую узнаваемость цвета кофт и платьев надо предъявлять счёт их деткам. И это была щемящая, но не простота, а убогость… Но справедливости ради, надо сказать, что многое зависело и от самих бабушек. Моя тоже была из деревни, едва читала, крестик ставила вместо подписи. И до самой своей смерти носила белоснежные нижние рубашки с кружевами по низу. И платок на голове аж хрустел от свежести… Хлопотала по дому с утра до ночи, но и себя всегда держала в порядке.