В прошлый раз мы уже говорили о том, что на какое-то время КВН в Советском Союзе был запрещён цензурой, но не останавливались подробно на причинах этого запрета. Однако предыдущая статья вызвала вопросы у наших читателей, и мы посчитали, что будет правильным ответить на них более подробно и обстоятельно.
Как выяснилось, КВН в Советском Сюзе запрещали дважды: первый раз – когда он ещё носил своё первое название, «ВВВ», или «Вечер Весёлых вопросов», а второй – в привычном для нас формате. В чём причина такой нелюбви советской цензуры к телепередаче, которая с первых минут покорила сердца советских телезрителей?
Первый вариант программы под названием «Вечер Весёлых вопросов», которую вёл известный советский композитор Никита Богословский, представлял собой юмористический диалог участников со зрителями в прямом эфире. Казалось бы, что в этом такого, что могло бы навлечь гнев цензуры? Как выяснилось, причиной закрытия передачи «ВВВ» стал прямой эфир: цензоры Центрального телевидения ужасно нервничали из-за того, что технически не могли в любой момент дать команду «не пущать». Срочно нужно было найти причину, чтобы закрыть неподконтрольный проект. И она нашлась.
Во время одной из программ ведущий решил разыграть телезрителей и попросил их собраться на Ленинских горах возле МГУ с валенками в руках и с новогодним номером газеты «Комсомольская правда». То, что это была шутка, ведущий не объявил – видимо, надеялся, что зрители сообразят, что в октябре новогоднего выпуска газет нет и не может быть. Однако зрители так активно откликнулись на призыв, что устроили столпотворение в указанном месте, что, к огромной радости цензоров, вызвало большой скандал. Программу тут же закрыли.
Три весёлые буквы
После четырёх лет молчания, в ноябре 1961 года, шутки и юмор неугомонных ВВВшников всё же вышли на телеэкран – правда, уже под новым названием и в новом формате, но всё в том же режиме прямого эфира. Поначалу зрители подумали, что КВН – это намёк юмористов на название первого советского телевизионного приёмника КВН-49. На самом же деле аббревиатура расшифровывалась как Клуб Веселых и Находчивых.
Поскольку программой ведала молодёжная редакция ЦТ, ставку в программе сделали на студенческую молодёжь. В каждом выпуске программы принимали участие две или три команды советских вузов. Это были не только московские студенты, то и ленинградцы, бакинцы, киевляне, рижане, одесситы. Со временем к студенческим командам примкнули и представители рабочей молодёжи с предприятий Москвы, Подмосковья и других городов Советского Союза.
Зрители в восторге – цензура в бешенстве
С самых первых дней КВН стал настоящей головной болью для режиссёров и выпускающих редакторов Центрального телевидения – виной тому был всё тот же прямой эфир. Сначала изредка, а потом всё чаще в программе проскальзывали едкие и острые шутки в адрес системы, остановить которые в прямом эфире цензура была бессильна. Удивительно, но именно это обстоятельство и стало причиной бешеной популярности КВНа среди советских людей.
В режиме прямого эфира, виртуозно балансируя между недовольством телевизионных чиновников и зрительской любовью, КВН просуществовал более девяти лет. Правда, режиссёры и выпускающие редакторы со временем научились если не контролировать, то хотя бы смягчать особо острые шутки. Для этого использовалась так называемая звуковая «заглушка», а ведущая камера при этом переводилась со сцены на зал, оставляя за кадром идеологическую крамолу. Однако глушить абсолютно все шутки было невозможно: формат передачи подразумевал множество импровизаций. Разминка, конкурс капитанов, блиц-конкурсы команд, когда искромётные вопросы и остроумные ответы звучали с перерывом в одну-две минуты, не поддавались телевизионной цензуре.
Умные и обаятельные ведущие – Светлана Жильцова и Александр Масляков – как могли, старались смягчить «колючесть» некоторых шуток, буквально импровизируя на ходу не хуже самих КВНщиков. Но и они не всегда успевали сглаживать едкие реплики остроумной молодёжи, каскадом сыплющиеся со сцены. Кроме того, к концу 60-х, во время так называемой «хрущёвской оттепели», идеологические гайки закрутились ещё сильнее. Но тем более вызывающе стали звучать шутки КВНщиков.
Такой опасный прямой эфир, или Кто и почему закрыл КВН
В 1970 году пост председателя Гостелерадио СССР занял Сергей Лапин, ближайший друг «дорогого Леонида Ильича». Он с первых дней негативно относился к КВНу, особенно к тому, что программа шла в прямом эфире, а значит, практически без цензуры. Такого высокопоставленный советский чиновник мириться не желал, и как только в практике советского телевидения появилась возможность магнитной видеозаписи, КВН был отлучён от прямого эфира по причине «идеологической угрозы», регулярно исходящей от веселящейся в кадре остроумной молодёжи. Теперь Лапин мог вздохнуть спокойно: соблюдение морально-идеологических норм СССР было под контролем.
Но даже после введения строгого цензурного контроля руководство ЦТ никак не хотело мириться с тем, что на экране регулярно появлялись молодые люди, способные остро пошутить про те очевидные недостатки, с которыми любой советский человек сталкивался в окружающей реальности. И хотя КВН стал полностью управляемым, потеряв лёгкость и импровизационность, а конкурсы и блиц-задания готовились заранее, товарищ Лапин продолжал искать повод для закрытия программы. И летом 1972 года он его нашёл, когда команда КВНщиков из Баку отказалась по требованию Лапина сбрить бороды и усы. Причина, конечно, бредовая, но руководитель Гостелерадио обосновал её идеологической подоплёкой: негоже, чтобы едкие шутки исходили из уст молодых людей, внешне похожих на Карла Маркса. (Прим. автора: молодой Юлий Гусман, капитан команды «Парни из Баку», тоже был «в усах», и в знак солидарности с командой отказался их сбривать.)
Так КВН был закрыт во второй раз, после чего были уволены почти все сотрудники молодёжной редакции, выпускающей программу. В штате Центрального телевидения остались только ведущие, Александр Масляков и Светлана Жильцова. Но, несмотря на опалу, в которую попала любимая миллионами программа, она всё-таки напоследок успела ещё раз едко пошутить над паранойей председателя Гостелерадио СССР. Этому поспособствовал режиссёр Александр Митта, включивший в фильм «Точка, точка, запятая» кадр, где в квартире героя по телевизору показывают один из последних выпусков КВНа с участием тех самых «строптивых» усатых-бородатых бакинцев.
*****
Всё начиналось со скандала – скандалом и закончилось. Но не навсегда: спустя 14 лет любимый всеми КВН вернулся на советские телеэкраны, чем невероятно обрадовал зрителей. Сегодня уже не только граждане бывшего СССР, но и те, кто родился в постсоветское время, уверены, что КВН на ТВ существовал всегда. В него играют тысячи, а смотрят миллионы. Аналогичного социально-культурного феномена нет ни в одной стране мира. И мы вполне обоснованно гордимся тем, что именно Советский Союз – родина КВНа.
Похожие статьи:
Центральное телевидение Гостелерадио СССР (сокращенно ЦТ СССР) – это государственная организация Советского Союза, входившая в состав Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию и отвечавшая за всесоюзное и частично республиканское телевизионное вещание. Она работала вместе с местным (областным и городским), а также республиканским телевидением с 1951 по 1991 год.
... | В сентябре 1975 года на советские телеэкраны впервые вышла интеллектуальная передача «Что? Где? Когда?». Режиссёром этого, несомненно, гениального творения стал Владимир Ворошилов. Почему – гениального? Да хотя бы потому, что и в бывшем СССР, и после его развала, и по сей день «Клуб... |
Практически до самой перестройки для многих граждан советской державы посещение других стран являлось чем-то несбыточным – в загранкомандировки ездили дипломатические работники и сотрудники предприятий, на которых применялись импортные агрегаты либо сырьё зарубежного производства. И даже приобрести путёвку для туристической поездки составляло большого труда, а оформление документов для такого поездки в другое государство требовало немалого терпения.
... | Миллионы жителей нашей страны до сих пор вспоминают Советский Союз как оплот стабильности и уверенности в будущем. Во многом такое восприятие страны связано с трансляцией замечательных телепередач, для просмотра которых возле голубых экранов собирались целыми семьями, отложив все свои дела на потом.
... |
Через четырнадцать лет после закрытия произошло триумфальное возвращение КВНа на телеэкраны Советского Союза. Шел 1986 год, свежий ветер перемен надул перестройку и гласность, а заодно и тех, кто так на него надеялся после многолетней эпохи застоя… Но сейчас не об этом.
... | «Клуб весёлых и находчивых» – прямое доказательство тому, что шутки могут быть смешными без мата и нецензурных слов. КВН можно по праву назвать самой успешной передачей СССР, которая остается очень популярной и в наши дни. Меняются поколения, юмор, интересы, но «Клуб весёлых и находчивых» продолжает жить и процветать.
... |
Советский юмор опять входит в моду: комедийные передачи времён СССР крутят многие телеканалы, а шутки и монологи старых юмористов используют современные комики. Возможно, передачи тех лет популярны сегодня потому, что за 20 с лишним лет россияне подустали от вседозволенности в телевизионных юмористических шоу, от плоских шуток ниже пояса и примитивного юмора с закадровым смехом – своеобразной подсказкой для дебилов «Смеяться здесь!». В отличие от постсоветского ширпотреба,... | Кабачок «13 стульев» – юмористическая советская передача, которая после своего выхода в эфир полюбилась практически всем зрителям. Миллионы человек ждали, пока наступит воскресный вечер, чтобы примкнуть к экранам своих телевизоров и вдоволь посмеяться. Сюжет «Кабачка» действительно забавный: действие происходит в польском ресторанчике, постоянные посетители которого ведут смешные диалоги, распевают песни и просто веселятся.
... |