Этапы развития советского кинематографа

24 мая 2015 - Администратор
article178.jpg

Началом эры кино в России считается 1896 год. Именно в этом году на экранах отечественных кинотеатров были показаны картины братьев Люмьер.

 

 

Эпоха синематографа в России (1896-1917)

Долгое время на территории нашей страны транслировались зарубежные киноленты. Первый российский фильм «Понизовая вольница» (известный еще как «Стенька Разин») был снят лишь в 1908 году режиссёрами Александром Дранковым и Владимиром Ромашковым. В нем в нескольких сценах был проиллюстрирован сюжет народной песни.

В основу других дореволюционных отечественных игровых кинолент также были положены исторические сюжеты или произведения русских писателей. Например, в первой полнометражной российской киноленте «Оборона Севастополя», которая была снята в 1911 году, режиссёры Александр Хажонков и Василий Гончаров попытались воспроизвести одноименное историческое событие: картину завершали кадры выживших защитников города. В это же время увидели свет и первые экранизации известных повестей и романов: снятая по одноимённому роману Тургенева кинолента Актриса Вера Холодная«Дворянское гнездо» (1915 г., режиссёр – В. Гардин) и «Пиковая дама» (1916 г., режиссёр – Я. Протазанов), в основу которой была положена одноимённая повесть Пушкина.

В годы Первой мировой войны в Россию практически перестали завозить зарубежные картины, что благоприятным образом повлияло на развитие отечественной киноиндустрии. Только за один 1916 год было снято около 500 картин! В основном, это были уголовно-приключенческие фильмы, салонные мелодрамы и комические киноленты, которые своим успехом в значительной степени обязаны первой русской кинодиве Вере Холодной.

Таким образом, перед началом Октябрьской революции отечественные кинематографисты уже имели достаточный опыт в создании разножанровых кинокартин.


Эра перемен (1917-1941)


После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам – война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».

Кадр из фильма Броненосец ПотемкинВ это время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Красные дьяволята», снятый режиссёром И. Перестиани в 1923 году. А легендарный «Броненосец Потемкин» (1925 г.) Сергея Эйзенштейна даже вошел в перечень лучших фильмов человечества, который был определен в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.

Любовь Орлова и Леонид УтёсовЗначительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка.

Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Веселые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).


Кинематограф в годы ВОВ (1941-1945)

Марк Бернес в фильме Два бойцаОсновной задачей фильмов, появившихся в эти сложные для страны годы, было поднятие боевого духа граждан. Однако антифашистский лейтмотив картин совсем не исключал юмор, проникновенные интонации и лирику. Самыми известными кинолентами военных лет стали: снятые в 1943 году «Жди меня» Александра Столпера и «Два бойца» Леонида Лукова, а также вышедший на экраны в 1944 году фильм Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны». Благодаря этим лентам широкая известность пришла и к актерам Валентине Серовой, Марку Бернесу и Евгению Самойлову.


Расцвет советского кинематографа (1946-1985)

После окончания ВОВ появляется множество экранизаций современных на тот момент произведений. Так, в 1946 году Александр Столпер снял «Повесть о настоящем человеке» по произведению Б. Полевого. В 1948 году увидела свет «Молодая гвардия» режиссёра Сергея Герасимова, в основу которой был положен роман А. Фадеева. А в 1972 году Станиславом Ростоцким была экранизирована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Тогда же снимается ряд кинобиографий (например, «Мусоргский» (1950 г.) Григория Рошаля), лент, рассказывающих о жизни рабочего класса («Большая семья» (1954 г.) Иосифа Хейфица, «Высота» (1957 г.) Александра Зархи), фильмов, в ином ключе в ином ключе освещающих события ВОВ («Летят журавли» (1954 г.) Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» (1959 г.) Григория Чухрая).

Кадр из фильма Джентльмены удачиЭти же годы стали расцветом комедийного жанра советского кино. На экраны выходят ставшие классикой юмористические фильмы Ивана Лукинского («Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине»), Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Служебный роман»), Юрия Чулюкина («Девчата» (1961 г.)), Леонида Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Джентельмены удачи» (1971 г.)).

В кинематограф приходит новое поколение режиссёров, ярчайшим представителем которого становится Андрей Тарковский, снявший «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».

Новое видение получают в кинолентах и классические русские и зарубежные литературные произведения. На экраны выходят «Гамлет» Г. Козинцева, «Война и мир» С. Бондарчука, «Братья Карамазовы» И. Пырьева.

В 80-х годах советские фильмы всё чаще демонстрируются в капиталистических странах и получают всемирное признание.

 

 

 

 

Похожие статьи:

Более 50 лет прошло с момента выхода на экраны комедии «Девчата», но до сих пор этот фильм смотрят с огромным удовольствием и старики, и молодёжь. Хотя советские критики недовольно бурчали, что картина получилась слишком бытовая, а режиссёр чрезмерно зациклился на переживаниях героев, публика восприняла фильм на ура. «Девчата» полюбились не только нашим зрителям, но и иностранцам – незамысловатая история любви была отмечена на кинофестивалях в Каннах, Эдинбурге и в...
60-е годы прошлого века стали поистине «золотым» десятилетием советского кинопроката. Телевидение тогда стояло у истоков своего развития, телевизионные приёмники ещё не были привычным атрибутом советского быта. В городских кинотеатрах, в сельских клубах или на открытых площадках (летние кинотеатры, парки, полевые станы, пионерские лагеря, отдалённые деревни) при помощи мобильных киноустановок осуществлялся прокат советских фильмов и кинолент зарубежных стран. ...
Не секрет, что дети действительно хотят знать всё. Они с любопытством изучают вещи, которые их окружают, природные явления, людей и животных, донимая взрослых тысячами «Почему?» Не зря же малышей ласково называют «почемучками»: именно так маленькие человечки познают мир – ежеминутно задавая вопросы взрослым. Порой эти вопросы настолько неожиданные и сложные, что даже эрудированные родители не в состоянии правильно на них ответить. Именно поэтому, в помощь взрослым и на...
«Джентльмены удачи» – одно из лучших творений советского кинематографа. Героев этой вечной комедии сегодня знает практически каждый, а жизненные цитаты Хмыря, Доцента и Косого навсегда вошли в лексикон советского гражданина. Сам фильм помнит каждый из нас от первого и до последнего кадра, а реплики героев давно гуляют в народе. Но наверняка вам будет любопытно познакомиться с интересными фактами о «Джентльменах удачи», узнать о подробностях создания этого замечательного фильма...
80-е годы прошлого столетия, пожалуй, самые «плодовитые» во всей истории советского кино. В славной плеяде талантливых режиссёров и актёров появилось множество новых имён, а жанровое разнообразие – от комедий до фильмов-катастроф – и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволило выйти советскому кинематографу на мировой уровень.   ...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 24681 просмотр
Комментарии (2)
Наташа # 28 августа 2015 в 15:35 0
как я люблю все эти фильмы, в эти годы только мама моя родилась, не говоря уже обо мне, но я все равно каждый раз с радостью их пересматриваю . Интересный был факт, что развитие кинематографа началось аж в 1896.
Кристина # 22 ноября 2015 в 17:22 0
К сожалению, я не знала, что история российского кинематографа началась в 1896 году. Мне казалось, что первые советские фильмы вышли на экраны в 30 - е годы 20 века. Мне очень нравятся звуковые комедии с участием Леонида Утёсова и Любови Орловой. Я думала, что эти актёры стояли у истоков советского (российского) синематографа.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика