Советское кино 80-х годов

24 мая 2015 - Администратор
article179.jpg

80-е годы прошлого столетия, пожалуй, самые «плодовитые» во всей истории советского кино. В славной плеяде талантливых режиссёров и актёров появилось множество новых имён, а жанровое разнообразие – от комедий до фильмов-катастроф – и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволило выйти советскому кинематографу на мировой уровень.

 

Фильмы-катастрофы

В 80-е годы на экранах кинотеатров впервые появляются снятые в СССР фильмы-катастрофы. Первооткрывателем жанра, который давно уже полюбился жителям Запада, в нашей стране стал ученик А. Тарковского, режиссёр К. Лопушанский, в 1986 году снявший картину «Письма мёртвого человека». В фильме показана Земля после ядерной войны: здесь кругом свирепствует радиация, а выжившие люди прячутся в убежищах. Монологи действующих героев киноленты снабжены множеством отступлений в историю человечества и не свободны от газетной публицистики, однако вещественный мир, в котором они живут, воссоздан абсолютно натуралистично, вселяя тревогу за будущее нашей цивилизации.


Запрещённое кино


кадр из фильма АгонияК нетривиальным фильмам, которые определили дальнейшее развитие советского кинематографа, можно отнести «Агонию» Э. Климова, снятую в 1981 году. Показ картины в СССР был запрещён, однако ее приобрели зарубежные прокатчики и с успехом демонстрировали в различных капстранах. Запрет, наложенный на прокат ленты, скорее всего, был связан с экранизированной сценой конца самодержавия и распада Российской империи, которая могла спровоцировать зрителей на проведение опасных аналогий. Манера съёмки фильма в какой-то степени наследовала «монтаж аттракционов» и была дополнена талантливой работой А. Петренко, который сыграл Распутина.

Позднее, в 1985 году, режиссёр Э. Климов вместе с писателем А. Адамовичем сняли фильм «Иди и смотри», повествующий о трагедии в Хатыни. В этой ленте аттракционность режиссёрской манеры съемки получила новое развитие: открытая демонстрация сцен насилия (например, заживо сгорающих в сарае жителей деревни), по замыслу авторов, должна была проникнуть прямо в зрительское сознание и тем самым сократить историческую дистанцию.

В список запрещённых кинолент попала и «История Аси Клячиной», экранизированная А. Михалковым-Кончаловским в 1967 году по сценарию Ю. Клепикова. Фильм был снят в селе Безводном, жители которого, испытавшие на себе все тяготы войны и тюрем, рассказывали о своей судьбе. Использованные в нем документальные монологи никоим образом не противоречили художественному замыслу режиссёра: И. Савина, исполнившая в картине главную роль, выдержала сравнение с невыдуманными персонажами. Картина все же вышла в советский кинопрокат, однако это случилось лишь в 1988 году.


Обреченные на успех


кадр из фильма Курочка рябаПосле того, как «История Аси Клячиной» легла на полку, Михалков-Кончаловский резко пересматривает свою режиссёрскую манеру и в 1969 году снимает изысканное «Дворянское гнездо» по одноименному роману И. Тургенева. Затем он пытается создать «Сибириаду», современный киноэпос, повествующий о нескольких поколениях семей, живущих в сибирских деревнях, на месте которых устанавливают буровые вышки. После этого режиссёр отправляется в Голливуд, где снимает целый ряд коммерчески успешных картин. Через много лет, в 1994 году, Андрей Кончаловский, словно продолжая замысел некогда запрещенной «Аси Клячиной», экранизирует в Безводном «Курочку Рябу». Главную роль в этой киноленте исполнила И. Чурикова. Изменился и жанр фильма – им стал гротеск, подчеркивающий явное вырождение в лицах и манерах персонажей.

кадр из фильма Хрусталёв, машину!Яркими и запоминающимися стали работы еще одного талантливого художника, обладающего собственной режиссёрской манерой, А. Германа. Его первая картина «Проверка на дорогах» (1972 г.), повествующая о человеке, надевшем немецкую шинель и кровью заплатившем за это, также угодила на полку. Но это не остановило молодого режиссёра: он продолжает прорабатывать военную тематику в ленте «Двадцать дней без войны», снятой по мотивам произведений К. Симонова. Затем в фильме «Мой друг Иван Лапшин» он показывает жизнь в 30-е годы 20 века. В конце 90-х на экраны выходит картина «Хрусталев, машину!», повествующая о последних днях жизни Сталина. Лента снята в жесткой, если не сказать жестокой, манере со множеством шокирующих подробностей и деталей. Во всех фильмах художника в точности воспроизводится атмосфера жизни, царящая в то время, но при этом они абсолютно лишены явного публицистического начала и наследуют гуманистические традиции русской литературы.

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Началом эры кино в России считается 1896 год. Именно в этом году на экранах отечественных кинотеатров были показаны картины братьев Люмьер.  ...
«Джентльмены удачи» – одно из лучших творений советского кинематографа. Героев этой вечной комедии сегодня знает практически каждый, а жизненные цитаты Хмыря, Доцента и Косого навсегда вошли в лексикон советского гражданина. Сам фильм помнит каждый из нас от первого и до последнего кадра, а реплики героев давно гуляют в народе. Но наверняка вам будет любопытно познакомиться с интересными фактами о «Джентльменах удачи», узнать о подробностях создания этого замечательного фильма...
60-е годы прошлого века стали поистине «золотым» десятилетием советского кинопроката. Телевидение тогда стояло у истоков своего развития, телевизионные приёмники ещё не были привычным атрибутом советского быта. В городских кинотеатрах, в сельских клубах или на открытых площадках (летние кинотеатры, парки, полевые станы, пионерские лагеря, отдалённые деревни) при помощи мобильных киноустановок осуществлялся прокат советских фильмов и кинолент зарубежных стран. ...
Более 50 лет прошло с момента выхода на экраны комедии «Девчата», но до сих пор этот фильм смотрят с огромным удовольствием и старики, и молодёжь. Хотя советские критики недовольно бурчали, что картина получилась слишком бытовая, а режиссёр чрезмерно зациклился на переживаниях героев, публика восприняла фильм на ура. «Девчата» полюбились не только нашим зрителям, но и иностранцам – незамысловатая история любви была отмечена на кинофестивалях в Каннах, Эдинбурге и в...
Не секрет, что дети действительно хотят знать всё. Они с любопытством изучают вещи, которые их окружают, природные явления, людей и животных, донимая взрослых тысячами «Почему?» Не зря же малышей ласково называют «почемучками»: именно так маленькие человечки познают мир – ежеминутно задавая вопросы взрослым. Порой эти вопросы настолько неожиданные и сложные, что даже эрудированные родители не в состоянии правильно на них ответить. Именно поэтому, в помощь взрослым и на...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 11495 просмотров
Комментарии (7)
Наташа # 26 мая 2015 в 00:32 0
Вот это да, оказывается сколько я фильмов не видела.
Игорь # 4 октября 2015 в 08:28 +1
Самый популярный фильм-катастрофа середины 80-х назывался "Экипаж". Именно в этом фильме впервые в советском кино появились постельные сцены. smile
Людмила # 5 октября 2015 в 06:56 +1
Ну, не постельные же сцены сделали популярным фильм «Экипаж». smile Эта кинолента была необычной для советского зрителя. Она была правдивой, если не принимать во внимание технические «проколы», на которые позже указывали авиаспециалисты. Интересным было построение фильма из двух разноплановых серий, великолепно сыграли свои роли известные актёры. Удивляло и восхищало, что бортинженер, пофигист и ловелас в быту, становится героем в критической ситуации. Современный зритель, наверное, скажет: «Не верю!». Мы верили…
Кристина # 20 ноября 2015 в 15:27 0
Одним из самых ярких фильмов о Великой Отечественной Войне (1941 - 1945) я считаю кинокартину "Иди и смотри" (1985). Он был снят по произведению белорусского писателя Алеся Адамовича "Хатынская повесть". В кинокартине натуралистично показаны все ужасы войны, которые пришлось пережить людям в те годы. После просмотра этого фильма собственные проблемы кажутся не такими уж сложными.
Галина # 9 февраля 2016 в 01:51 0
Здравствуйте.
А когда была запрещена к показу советская драма "Иди и смотри"? Я ее помню в кинотеатре, еще школьницей. Мощнее впечатление. Прошло больше 20 лет, а многие сцены помнятся, как будто вчера побывала на сеансе. Но вот пересмотреть фильм так себя и не заставила. Не смогла.
Администратор # 9 февраля 2016 в 11:03 0
Была одно время. Т. е. фильм сняли и положили на полку, а разрешили показывать уже позднее.
То же самое было и с "Агонией": не сразу ее увидел зритель.
Nika # 22 июня 2017 в 23:48 0
Фильмы 80-х это можно сказать, первые попытки снимать фильмы по-новому, без оглядки на былые табу и запреты в кинематографе, существовавшие ранее. Это время контрастов, реформ, поисков новых идей и свободы. Очень характерными и отражающими ту эпоху, являются фильмы "Самая обаятельная и привлекательная", "Зимняя вишня", "Интердевочка", "Маленькая Вера", "Новички", "Куколка" и т.д.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика