Феномен «Генералов песчаных карьеров»

3 апреля 2016 - Леонид
article429.jpg

 

Я увидел этот фильм без малого сорок пять лет назад. А где-то год назад мне вдруг стрельнуло посмотреть его снова. Так бывает: живешь себе, занимаешься чем-то обычным, и вдруг память выдает картинку...

Или мелодию...

Или слова...

Или забытые ощущения...

 

 

Происходит это случайно, как может показаться. Но случайностей в жизни нет. И кому-то для чего-то было надо, чтобы я вспомнил именно это, заданное возникшей картинкой и зазвучавшими в голове словами или мелодией. Но как только я начал смотреть этот фильм, оказалось, что он у меня в памяти сохранен. Почти полностью. И я помню и сюжет, и актеров и, конечно, главную песню фильма.

 

 

А бывает так, что смотришь фильм, а потом оказывается (ближе к концу уже), что ты его уже видел. Год или два назад. Но память его не сохранила, скорее всего, за ненадобностью. Таких фильмов сегодня много. Которые ни уму, ни сердцу. И наших, и зарубежных. А вот фильм «Генералы песчаных карьеров», вышедший на экраны страны в первой половине 70-х годов прошлого столетия, задел тогда за живое всех. И молодых, и не очень.

 

Почему?


 

Потрясение

 

Потому что это был фильм-потрясение.

 

кадр из фильма Генералы песчаных карьеровМолодежь выходила притихшая, пожилые люди вытирали слезы. Нет, когда я смотрел «Генералов» первый раз, я не плакал: подростки в массе своей отнюдь не сентиментальны. Я был захвачен действом фильма целиком и полностью. Я сидел не в кинозале. Я был там, с этими ребятами-беспризорниками, обделенными благами жизни и, тем не менее, свободными. Живущими по своим законам, придуманным ими самими, но не навязанными извне. И зрители это понимали. Особенно пожилые. Они вряд ли могли четко и связно объяснить словами, почему плачут. А ведь некоторые рыдали даже, когда звучала знаменитая песня «Марш рыбаков» бразильского композитора Каимми Доривала. Хотя нет, знаменитой (сейчас это называется хитом) она станет чуть позже, когда фильм «прокатится» по всей стране, и песню перепоет квартет «Аккорд». Уже в русской и совсем не дословной версии, как «Песню о беспризорном мальчишке» .

 

Помните?

 

Я начал жизнь в трущобах го-оро-одски-их,

и добрых сло-ов я не слыха-ал.

Когда ласкали вы детей сво-ои-их,

я есть проси-л, я замерза-ал.

И увидав меня не пря-ачте-е взгля-ад,

ведь я ни в чем, ни в чем не винова-ат...

 

 

Потрясением фильм являлся вовсе не потому, что был снят в Бразилии американским режиссером. (Кстати, в США в прокат этот фильм не вышел.) Наши зрители к тому времени уже имели достаточное знакомство с западными образцами киноиндустрии. И многое нравилось...

 

 

 

«Фанфан-тюльпан», «Великолепная семерка» и «Фантомас»

 

афиша фильма Фан-фан тюльпанСкажем, историко-приключенческий фильм «Фанфан-тюльпан»… Он был показан во времена хрущевской оттепели, открывшей дорогу многим интересным фильмам, которые по сюжету и тематике в СССР попросту не могли появиться. Например, вестерны вроде «Великолепной семерки».

 

 

Я был мальчишкой, когда «казали» «Фанфана-тюльпана». Романтико-мелодраматическая подоплека фильма, снятого еще до моего рождения, меня волновала мало, зато драки на шпагах! Вообще драки! Приключения! Было за что переживать. К тому же советские люди воочию увидели считающегося другом нашей страны Жерара Филипа, исполняющего роль Фанфана (его дублировал Владимир Трошин), и смогли впервые полюбоваться мордашкой и, главное, бюстом молоденькой Джины Лоллобриджиды.

 

 

А фильм «Великолепная семерка», показанный в начале 60-х? Таких кинолент большинство советских людей еще не видывали. Классический вестерн! Стрельба, погони, кровь. Именно то, что надо для мальчишки! Да и взрослого мужчину такие фильмы захватывали и заставляли ерзать по фанерному сиденью откидного стула. Мне же шибко понравился Чарльз Бронсон, играющий в «Великолепной семерке» роль Бернардо. И я с того момента пытался смотреть все фильмы с его участием...

 

 

афиша фильма Великолепная семерка«Великолепная семерка» крепко вдарила по советским моральным устоям. Возмутились педагоги: пошто-де, люди в фильме бьют один другого по физиономиям и даже стреляют друг в друга? Это, дескать, плохо скажется на воспитании молодых людей и вообще тлетворно. Негоже потакать низменным чувствам людей, что принято «у них» и недопустимо «у нас». Сам Никита Хрущев пожалел, похоже, что пропустил картину на экраны, заявив однажды журналисту из Америки, что, несмотря на хорошую игру актеров, фильм «Великолепная семерка» по своему воспитательному воздействию на советскую молодежь попросту вреден.

 

 

 

кадр из фильма Фантомас

 

 

 Еще более вредным по эмоциональному воздействию на подрастающее поколение оказался фильм «Фантомас», вышедший на экраны страны в 1967 году. Фурор он произвел, ни с чем не сравнимый. Конечно, хорошо, что за просмотр фильма более 45 миллионов человек отдали государству свою денежку. Однако кто считал, сколько было запущено пластмассовых дымовушек в подъездах домов и подожжено газет в почтовых ящиках с оставлением рядом надписей «Fantomas», и какое количество подобных надписей красовалось на стенах домов и заборов? Одно можно сказать: очень и очень много. Люди смеялись над придурошным комиссаром полиции Жювом в исполнении Луи де Фюнеса, а Фантомасу сочувствовали и желали в душе, чтобы у него все получилось...

 

 

Однако «Фанфан-тюльпан», «Фантомас» и даже «Великолепная семерка» были наполнены условностями. Первые два фильма были сказочны и фантастичны. «Великолепная семерка» был из незнакомых нам реалий и вообще «не из нашего времени». Все эти картины являлись как бы невзаправдышными. А вот «Генералы песчаных карьеров» были совершенно иным фильмом...

 

 

 

Потрясение (окончание)

 

Было в этом фильме нечто такое, что вызывало слезы. Конечно, было жалко этих мальчишек-беспризорников, до коих никому нет дела, и которые вынуждены выживать в боли и страданиях, борясь всеми способами за кусок хлеба. Но жалко было все же не до такой степени, чтобы рыдать в голос. А ведь плакали и люди сентиментальные, и те, кто таковыми отнюдь не являлся. Почему?

 

 

Было жалко Дору, прибившуюся к этим мальчишкам и ставшую им и матерью, и старшей сестрой. И умершую от лихорадки. Ее похороны исполнены невероятного драматизма. Совсем иного, нежели выжимающего слезу в нескончаемых мыльных операх, что заполонят экраны наших телевизоров в 90-е годы.

 

 

Но было еще нечто в этом фильме, от чего хотелось плакать. Может быть, заставлял слезиться глаза океанский ветер, которого никогда не случится вздохнуть. Возможно, это была простая жалость к себе, ибо жизнь, другая, не понятная и размеренная, о которой все знаешь наперед, но непредсказуемая и яркая, пусть и менее благополучная той, что есть, проходит и пройдет мимо. И иной жизни не будет.

 

 

И еще замечательная музыкальна тема фильма, эмоционально усиливающая драматизм сюжета и линии персонажей. И как вершина, вызывающая уже бурю пробужденных чувств, – песня-молитва. Вот она...

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

  Эта песенка с незатейливой мелодией была записана на студии в ноябре 1965 года и уже в начале декабря звучала по всей Америке и Европе. Песня «Girl» была записана последней для шестого альбома «Rubber Soul» («Резиновая душа») английской группы «Битлз», уже год как покорившей весь мир после первого приезда в США....
Мы ее никогда не видели. Девушку, что пела «Шизгару». Были фотки «Битлов», Элвиса Пресли, Мика Джаггера и даже Тома Джонса.  ...
  Мало кому из советских меломанов было известно имя испанской певицы Жанетт. Дисков с ее песнями в свободной продаже не было, а из-за границы наши туристы привозили, в основном, классику рока. А любители импортной попсы отдавали предпочтение таким раскрученным в СССР группам как «Абба», «Бони М», «Арабески», дуэту «Баккара».      ...
  Я слышал много версий этой песни. Поскольку авторство ее приписывается разным людям и в разные времена, то ее без всякой натяжки можно назвать народной. Песне этой без малого девяносто лет.  ...
  Эта композиция – а песней ее назвать не поворачивается язык – изменила  представление о музыке всех моих сверстников. И мое в том числе. Слово «рок» мы, конечно слышали, но вот воплощение этого слова в музыкально-вокальном произведении, причем в полной мере – все это...
Рейтинг: +2 Голосов: 2 4601 просмотр
Комментарии (6)
Леонид # 4 апреля 2016 в 00:33 +2
Я человек не сентиментальный.
Сам написал.
Прочитал уже поставленный и проиллюстрированный текст.
Послушал песню.
И едва сдержал слезы...
Администратор # 4 апреля 2016 в 00:35 +2
А потому что действительно сильно и проникновенно получилось. Не просто от души, а из ее глубины. Поэтому каждый раз будет вызывать эмоции, хоть сто раз перечитывай.
Леонид # 4 апреля 2016 в 00:36 +2
Может быть...
Анатолий # 4 апреля 2016 в 07:34 0
Генералы песчаных карьеров один из моих любимых фильмов первый раз смотрел когда мне было шестнадцать. Сказать что я был потрясен это просто нечего не сказать фильм очень сильный. Наверное такие фильмы и заставляют задумываться и анализировать свою жизнь.
Виктория # 4 апреля 2016 в 20:56 +2
В последнее время действительно выходят фильмы, которые сразу же забываются, не задев ни сердца, ни души. А зачем такое помнить? Да, встречаются интересные картины, но их редко хочется смотреть второй раз. А когда хочется посмотреть что-то под настроение, это почти всегда оказывается давно снятый фильм. Например, «Генералы песчаных карьеров», фильмы с Луи де Фюнесом или Пьером Ришаром. Каждому свое. Хорошо, что есть много хороших картин, которые еще много лет будут нравиться людям разных поколений. Сегодня у меня на вечер фильм Клода Пиното "Бум". Решила его пересмотреть и вспомнить ту бурю эмоций, те ощущения, которые он когда-то вызвал у меня, девочки-подростка. Захотелось его посмотреть, пока читала статью smile И у меня в голове звучала почему-то не песня из фильма «Генералы песчаных карьеров», а вот это:

Ах, как недавно не пускали нас в кино,
А время было летнее,
Ах, как недавно назывались мы смешно –
Несовершеннолетние.
И билетёры останавливали нас,
И, к радости родителей,
Над малышами, на рекламе, возле касс,
Смеялся «Фантомас».
Александр # 5 апреля 2016 в 21:08 0
На "Генералов" ходили целыми классами, чтобы посмотреть хороший фильм.
Смотрели его по несколько раз и обсуждали. Фильм задевал за душу и заставлял даже плакать.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика