Стиляги – уникальная молодежная субкультура послевоенного времени

9 января 2016 - Администратор
article320.jpg

 

Стиляги – в СССР этим ироничным неологизмом называли представителей послевоенной молодежной субкультуры, эталоном для которой стал американский образ жизни, чуждый советской идеологии. Но все же их нельзя было назвать ни врагами Родины, ни предателями: во-первых, они были подчеркнуто аполитичны, а во-вторых, рождение субкультуры стиляг была не шагом «к», а бегством «от»: нарочито-показное преклонение перед Америкой было вызовом навязываемым стереотипам, протест против единообразия в стиле жизни, поведении, одежде и даже в музыке.

 

 

Узнать стилягу в толпе было легко: выглядел он, как попугай в стае воробьев. И это был тоже своеобразный протест против массового обезличивания: вызывающе-яркая одежда нелепого покроя выделяла стиляг среди одинаково одетых парней и девушек. Стилягу было видно издалека: удлиненный пиджак в полоску или крупную клетку на ватных подплечниках, узкий галстук-«селедка», зауженные книзу брюки-«дудочки» и ботинки на белой платформе – «манной каше» безошибочно выдавали «штатника» (так назывались первые стиляги Советского Союза; название произошло от слова «Штаты», которым поклонялись представители этой субкультуры).

 

 

Причины появления стиляг в СССР

 

первые советские стилягиИх было несколько. Основная – активизация международных контактов Советского Союза после Великой Отечественной войны. После победы над фашистской Германией СССР начал активно развивать и укреплять международные связи. Соответственно, увеличилось число дипломатических работников, живущих за границей вместе с семьями. Разница между советскими реалиями и жизнью «загнивающего Запада» была более чем очевидной, причем сравнение в то время было явно не в пользу послевоенного Советского Союза, который только начал восстанавливать мирную жизнь после военной разрухи.

 

Кроме того, правительство поставило задачу перед учеными, инженерами и изобретателями в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенные войной промышленные предприятия, но и создать новые технологии. При этом создавались они не на голом месте, а на базе уже существующих западных разработок, что тоже активизировало служебные командировки в дальнее зарубежье.

 

Третьей причиной возникновения молодежной субкультуры, идущей вразрез с советской идеологией, было огромное количество трофеев, привезенных солдатами с фронтов Второй мировой. Это были не только одежда и предметы быта, но и множество кинофильмов, рассказывающих о красивой забугорной жизни. Для советской молодежи, испытывающей в послевоенные годы недостаток еды и красивых вещей, эти фильмы олицетворяли земной рай. И, естественно, вызывали желание подражать героям красочных лент. Культовыми фильмами советских стиляг стали такие картины как «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», музыкальные фильмы с участием канадской актрисы и певицы Дины Дурбин.

 

Были среди трофеев и журналы мод. Устаревшие на Западе, эти предметы гардероба стали основой «фирменного» стиля советских «штатников».

 

Буги-вуги советских стилягСвою лепту в создание субкультуры стиляг внесла и зарубежная музыка. Пластинки с модными джазовыми композициями тоже были частью военных трофеев, что сделало джаз в Советском Союзе невероятно популярным. Вместе с новой музыкой в СССР пришли и неведомые ранее западные танцы. Так, например, впервые буги-вуги советские люди увидели во время встречи с американскими солдатами на Эльбе. «Отвязный» безбашенный танец под заразительные джазовые ритмы – полная противоположность классическим танго и вальсу –  просто не мог не привлечь внимание стиляг. Неудивительно, что очень скоро он стал для них культовым.

 

 

Как появился термин «стиляга»

 

советские стиляги 50-хПримечательно, что сами представители этой субкультуры никак себя не называли. Правда, со временем они все же придумали термин для обозначения своего кредо: «штатники» – то есть, поклонники Соединенных Штатов. Так их и называли до 1949 года, пока в мартовском номере журнала «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое» не появился едкий фельетон под названием «Стиляга». Его автор Д. Беляев изобразил «штатника» глуповатым, невежественным и тщеславным юношей, разодетым в пестрый наряд. На студенческой вечеринке, куда пришел этот нелепый парень, его появление вызвало жалость с оттенком брезгливости. Отрицательный образ в фельетоне получился настолько сочным, а журнал «Крокодил» был настолько популярным, что термин «стиляга» моментально ушел в народ, заменив самоназвание «штатник». С того времени и до середины 60-х представителей этой молодежной субкультуры назвали не иначе как стилягами.

 

 

Мода стиляг

 

При всем копировании западного образа жизни его все же нельзя было назвать слепым: отечественные реалии вносили свои коррективы. К примеру, гардероб первых «штатников» на фоне советской моды 40-х был довольно карикатурным: яркие широкие штаны, просторный пиджак мешковатого покроя, «вырвиглазного» цвета носки и широкополая шляпа – весь этот «прикид» больше напоминал клоунский костюм нежели одежду западного денди. Сходства с «коверным» добавлял знаменитый галстук ярко-оранжевого цвета, называемый в народе «пожар в джунглях». Частым, хотя и необязательным атрибутом первых стиляг были темные очки.

 

 

От эпатажа к элегантности

 

мода советских стиляг в 50-е годыСо временем облик советских стиляг существенно изменился. Широченные штаны заменили на брюки-дудочки, пиджак уменьшился в размере, одновременно увеличившись в плечах, и стал более элегантным. «Кричащий» галстук сменился узкой «селедочкой» с микроскопическим узлом. В зимнем гардеробе стиляг появился толстый вязаный свитер с «северным» орнаментом, навеянный американскими фильмами (в таких свитерах разгуливали герои картин «Девушка моей мечты» и «Серенада Солнечной Долины»). Любимой летней одеждой стали яркие и пестрые «гавайские» рубашки.

 

Культовой обувью в среде стиляг стали полуботинки на «манной каше» – толстой каучуковой подошве белого цвета. В качестве стильных аксессуаров использовались зонтик-тросточка, трофейные ручки, портсигары и зажигалки.

 

Ну, а прическа – это отдельная песня и особая гордость каждого уважающего себя стиляги. Весь остальной «прикид» буквально меркнул перед высоким, смазанным бриолином коком «а-ля Пресли». Именно по этому коку стилягу можно было издалека заметить даже в самой густой толпе, еще не видя его костюма.

 

Девушкам, причисляющим себя к стилягам, было намного проще. Им достаточно было нанести яркий макияж, уложить волосы в так называемый «венчик мира» (кудряшки вокруг головы) и надеть узкую юбку, обтягивающую бедра.

 

 

Музыкальные предпочтения

 

На заре зарождения советской молодежной субкультуры культовым в среде стиляг был традиционный американский джаз, а любимыми композициями – мировые хиты Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины». Своеобразным гимном советских стиляг стала композиция «Поезд на Чаттанугу», прозванной в народе «Чуча»:

 

Pardon me, boy

Is that the Chattanooga Choo-Choo

Track twenty nine,

Boy, you can give me a shine

 

Образ поезда, отправляющегося в неведомую Чаттанугу, стал своеобразным символом, отражающим жгучее желание хотя бы мысленно уехать в вожделенную Америку.

 

Не меньшей популярностью у первых советских стиляг пользовались композиции Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Эдди Рознера и другая джазовая музыка 40-х – 50-х годов.

 

Любимым танцем был американский буги-вуги. Причем его интерпретация у советских стиляг была весьма своеобразной. Не имея достаточных познаний в этой области, они ухитрялись изобретать собственные танцевальные па, ввиду чего количество интерпретаций буги-вуги было практически бесконечным. Затем, когда позднее появился рок-н-ролл, креативные «штатники» с удовольствием импровизировали и там – благо, специфика жанра позволяла свободную трактовку как самой музыки, так и танца.

 

 

«Рок на костях», или «Скелет моей бабушки»

 

запись музыки на ребрахНе пугайтесь, ничего общего с плясками на кладбище этот термин не имеет – так назывались кустарные записи модной музыки. Ввиду дефицита грампластинок с записями модных зарубежных исполнителей стиляги научились записывать любимые композиции на рентгеновских снимках, или, как они еще говорили, «на ребрах». Качество таких записей оставляло желать лучшего, к тому же при многократном проигрывании оно, это качество, еще более ухудшалось. Так что век у «рока на костях» был коротким: после нескольких десятков прослушиваний музыка на «скелете моей бабушки» представляла собой сплошной хрип, скрип и шипение.

 

Запись музыки «на ребрах» потеряла актуальность только с появлением магнитофонов. С этого времени западная музыка стала более доступной, причем за дефицитными грампластинками уже мало кто охотился: большинству хватало магнитофонных записей.

 

 

Стиляги и советское общество

 

Молодежь, внимательно следящая за модой и предпочитавшая легкую джазовую музыку суровым патриотическим песнопениям, существовала с первых дней образования СССР. Но только стилягам достался ярлык «безродных космополитов». Это неудивительно: «штатники» попали в самый эпицентр активной борьбы советских идеологов с «низкопоклонничеством перед Западом». Понятно, что стиляги с их неприкрытым интересном к американской и западноевропейской культуре стали отличной и, пожалуй, главной мишенью для комсомольских и партийных функционеров.

 

Стиляги танцуют рок-н-ролл

Страницы журналов и газет заполонили гневные «разоблачительные» статьи, карикатуры и фельетоны, высмеивающие преклонение стиляг перед Западом и выставляющие их не только в неприглядном свете, но и все чаще – в качестве потенциальных врагов. Именно в те годы появился пресловутый лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Встречались и агитационные плакаты, прямо объявляющие стилягам войну:

 

«Стиляга — в потенции враг

С моралью чужой и куцей

На комсомольскую мушку стиляг;

Пусть переделываются и сдаются!»

 

Правда, у самих представителей субкультуры все эти гневные выпады вызывали лишь улыбку. Во-первых, стиляги не собирались ни с кем воевать: они изначально были пацифистами, что тоже вызывало раздражение у комсомольцев и коммунистов, чья идеология предписывала борьбу с мировой буржуазией. Во-вторых, чего греха таить, у молодого послевоенного поколения не было других примеров для подражания, кроме собственных героев двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. В этом плане кругозор стиляг был значительно шире. Да и, по-честному, многие комсомольцы, живущие в стесненных материальных условиях, втайне (явно было нельзя) завидовали модным и элегантным молодым людям и ухоженным девушкам. Завидовали не столько внешней атрибутике, сколько внутренней свободе, позитиву и здоровому «пофигизму».

 

 

 

 

Похожие статьи:

  Молодежь 80-х, в отличие от своих старших товарищей, оказалось более везучей на специализированные телепередачи. Так, в октябре 1983 года Первая программа ЦТ СССР открыла цикл программ «До 16 и старше…», посвященных проблемам подростков и молодежи. Впечатляющая заставка с бегущим по взлетной полосе подростком быстро стала узнаваемой, и уже через пару передач советская молодежь буквально прилипала к экранам телевизоров. ...
В школьном возрасте наивные детские желания стать мороженщиком или кондитером, чтобы все время поглощать имеющийся в распоряжении продукт, канули в прошлое. Для советских школьников пришло время романтических мечтаний, которые коснулись и выбора будущей профессии.  ...
Наверное, мечты советских детей покажутся сегодня наивными и немного странными. Ведь никто из них не мечтал о том, чтобы стать директором банка, важным чиновником, «начальником нефти» или миллионером. И не горел желанием получить в качестве подарка на день рождения или Новый год «крутой ноут» или навороченный айфон. Наверное, если бы в 60-е или 70-е годы прошлого столетия были бы сотовые телефоны и компьютеры, дети тоже мечтали бы о них. Но их не было. ...
Разброс интересов советских подростков был не так уж широк, что являлось следствием отнюдь не косности мышления мальчишек и девчонок, учившихся в старших классах, но отсутствием разнообразия товаров, выпускаемых промышленностью СССР.   ...
Каждой нации присущи свои характерные черты. Например, немца можно узнать по чрезмерной педантичности, итальянца – по эмоциональности и активной жестикулировке, американца – по улыбчивости и т.д. У граждан Советского Союза также была своя узнаваемая манера поведения, благодаря которой их можно было вычислить в многонациональной толпе – так, по...
Несмотря на то что интересы советских школьников были достаточно разнообразны, в то же время они были довольно скромны и никогда не выходили из границ разумного и достижимого. И, конечно же, являлись совершенно иными, нежели интересы детей детсадовского возраста.      ...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 17158 просмотров
Комментарии (12)
Леонид # 9 января 2016 в 16:16 +1
Движение "Стиляги" довольно быстро приказало долго жить. Не под воздействием изобличительных фельетонов, советской идеологии, народных и боевых комсомольских дружин. Сами стиляги свели это движение на нет. Подчинившись служебным, карьерным, семейным и прочим обстоятельствам и став ренегатами того яркого и красочного мира, который придумали сами...
Администратор # 9 января 2016 в 16:20 0
20 лет в 73-летней истории страны не так уж и мало. А то, что стиляги без особого труда при необходимости "перекрашивались" в выгодный для них цвет, так то закономерно: не было у них серьезной идеологической платформы. Поэтому поменять стильный клетчатый пиджак на строгий костюм инженера для них было так же просто, как смыть бриолин с волос.
Леонид # 9 января 2016 в 16:27 +1
20 лет - спорно. Мне кажется, лет 10-12. А вот хиппари, к примеру, появившиеся в 60-х, живы и по сей день...
Администратор # 9 января 2016 в 17:22 0
Ну почему спорно? Сразу после войны, т. е. в середине 40-х возникло это течение и продержалось до середины 60-х.
Леонид # 9 января 2016 в 17:43 +1
Не думаю, что сразу после войны появились стиляги. Не до того было... И даже если считать точкой отсчета стиляг 1949 год, а концом - конец хрущевской оттепели, то есть 1964, то получается 15 лет. Максимум. Ладно. Согласен на 15!
Администратор # 9 января 2016 в 17:47 0
"Так их и называли до 1949 года" - цитирую себя, любимую :)
Но ведь эту цифру я не с потолка взяла. Пришлось перелопатить массу фактологического материала, чтобы не возникло неточностей.
Так что в данном случае торг неуместен, 20 лет - и все тут! stuk
Леонид # 9 января 2016 в 17:55 0
Я в 60-х стиляг не видел.Начиная с 1962 года. А лазил везде в городе. Смутно помню парня в узких желтых штанах и с хохолком на голове. Это был, кажется, 1959 год. Допускаю, что "Крокодил" среагировал в 1949 году на уже имеющееся явление. Но тогда реакция прессы была мгновенной. Допускаю начало появления стиляг в 1948 году. Но в первой трети 60-х они повывелись. Максимум их жизни 1948-1963. То есть те же 15 лет.
И никаких 20! stuk
Администратор # 9 января 2016 в 18:00 +1
Ну хорошо, прекращаю спор. Только все равно даже 15 лет в рамках существования СССР - это немалый срок, это почти пятая часть.
Леонид # 9 января 2016 в 18:02 0
Срок да, достаточный... crazy
Администратор # 9 января 2016 в 18:03 +1
Ну вот мы и пришли к консенсусу, это уже радует :)
Виктор Леонов # 11 января 2016 в 04:27 0
В конце 70-ых никаких "стиляг" уже не было, пришлось изучать историю по фильму "Стиляги", вышедшему в 2008. Надеюсь, что показано все верно.
Нина # 11 июля 2016 в 19:30 0
меня вот что заинтересовало: фильм Тодоровского пестрит помимо ярких нарядов откровенно-эротичными сценами. То,как девушки облизывают губы, "машут трусами" из под задранных юбок, общаются с парнями напоминает больше современный клуб. Лифчик в кабинете отца Фреда. Ну и кульминация- родившийся негритенок у главной героини . Еще и лица как после хорошей дозы экстази. Пишут,конечно,что стиляги отличались ярким макияжем, вызывающим поведением, развязными манерами, цинизмом. Трава уже тоже ближе к 60м ввозилась в СССР. Но неужели настолько?? Как-то не верится...
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика