Народная артистка
Автор
|
Опубликовано: 3267 дней назад (26 декабря 2015)
Рубрика: Очерки
Редактировалось: 2 раза — последний 26 декабря 2015
|
+1↑ Голосов: 1 |
О ней можно писать много и долго. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вполне того заслуживает: Народная артистка СССР, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат Сталинской премии первой степени, актриса сыгравшая столько прекрасных ролей и стаявшая у истоков Московского Художественного Академического театра. Однако полная ее биография уже существует. И задача стоит иная: рассказать об одном ее театральном вечере.
Год 1918-й, 1 июля, понедельник. Артисты Московского Художественного театра впервые в Казани показывают «На дне» Горького.
Василий Качалов играет Барона, Иван Москвин – Луку, Ольга Книппер-Чехова – Настю. Все звезды! Казанцы очарованы: такого в городе еще не бывало.
Городской театр полон. Сидят в проходах на стульях, прямо на полу. Кокетливые шляпки холеных дам в шелках соседствуют с косынками и ситцевыми блузками работниц фабрики «Поляр», гимнастерки и полувоенные френчи «ответственных работников» – с батистовыми костюмами и офицерскими мундирами без погон. В театре перед силой искусства, как в церкви перед Богом – все равны.
А как играет Ольга Леонардовна! Все знают, что она одна из самых главных актрис Московского Художественного. Она в числе первых открывала этот театр 14 октября 1898 года ролью царицы Ирины в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Играла чеховских Аркадину, Елену Андреевну, Машу (ее любимая роль), Сарру и является в театре единственной и неповторимой Раневской.
Ей пятьдесят, но этого не видно. Как не видно и самой Книппер-Чеховой: на сцене – Настя, из всех обитателей костылевской ночлежки существо, волею судеб опустившееся на самый низ «дна». У нее нет никакой надежды, что как-то скрашивало бы ту страшную жизнь, которой она живет. Нет даже отчаянной бесшабашности Васьки Пепла. Только зыбкая мечта о «настоящей любви», что придавало этому образу огромный внутренний драматизм особую силу и остроту.
Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… Настоящая!
После спектакля состоялся литературный вечер. Артисты читали из Шекспира, Кольцова, Северянина, Блока, Мопассана. Ольга Леонардовна «с большим мастерством и задушевностью, – как писала эсеровская газета «За землю и волю», – прочла рассказ А.П. Чехова»…
Выходили зрители из театра задумчивые и молчаливые. Если и переговаривались между собой, то тихо, вполголоса. Выходили с очищенными душами и возвышенной верой, что добро в конечном итоге все же победит зло. Ведь как говорил в спектакле Лука – во что веришь, то и есть.
Год 1918-й, 1 июля, понедельник. Артисты Московского Художественного театра впервые в Казани показывают «На дне» Горького.
Василий Качалов играет Барона, Иван Москвин – Луку, Ольга Книппер-Чехова – Настю. Все звезды! Казанцы очарованы: такого в городе еще не бывало.
Городской театр полон. Сидят в проходах на стульях, прямо на полу. Кокетливые шляпки холеных дам в шелках соседствуют с косынками и ситцевыми блузками работниц фабрики «Поляр», гимнастерки и полувоенные френчи «ответственных работников» – с батистовыми костюмами и офицерскими мундирами без погон. В театре перед силой искусства, как в церкви перед Богом – все равны.
А как играет Ольга Леонардовна! Все знают, что она одна из самых главных актрис Московского Художественного. Она в числе первых открывала этот театр 14 октября 1898 года ролью царицы Ирины в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Играла чеховских Аркадину, Елену Андреевну, Машу (ее любимая роль), Сарру и является в театре единственной и неповторимой Раневской.
Ей пятьдесят, но этого не видно. Как не видно и самой Книппер-Чеховой: на сцене – Настя, из всех обитателей костылевской ночлежки существо, волею судеб опустившееся на самый низ «дна». У нее нет никакой надежды, что как-то скрашивало бы ту страшную жизнь, которой она живет. Нет даже отчаянной бесшабашности Васьки Пепла. Только зыбкая мечта о «настоящей любви», что придавало этому образу огромный внутренний драматизм особую силу и остроту.
Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… Настоящая!
После спектакля состоялся литературный вечер. Артисты читали из Шекспира, Кольцова, Северянина, Блока, Мопассана. Ольга Леонардовна «с большим мастерством и задушевностью, – как писала эсеровская газета «За землю и волю», – прочла рассказ А.П. Чехова»…
Выходили зрители из театра задумчивые и молчаливые. Если и переговаривались между собой, то тихо, вполголоса. Выходили с очищенными душами и возвышенной верой, что добро в конечном итоге все же победит зло. Ведь как говорил в спектакле Лука – во что веришь, то и есть.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |