Рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» - первый советский мюзикл

4 мая 2015 - Администратор
article171.jpg

«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.

 

 

Выбор произведения для нового спектакля пал на кантату чилийского поэта Пабло Неруды под названием «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты…» по двум причинам: во-первых, в это время в Чили произошёл военный переворот, а во-вторых, в 1973 году в Сантьяго погиб автор этого произведения, лауреат Нобелевской премии по литературе, лауреат Сталинской премии «За укрепление мира между народами» Пабло Неруда. Так что выбор был неслучайным и, в соответствии с ожиданиями чиновников, идейно обоснованным.

 

 

Создатели и исполнители рок-оперыПеревёл кантату на русский язык Павел Грушко, а когда встал вопрос о написании музыки, то композитор Юрий Энтин рекомендовал Захарову талантливого преподавателя Московской консерватории Алексея Рыбникова. Сюжет показался молодому композитору интересным, и он дал согласие написать музыку к будущей рок-опере.

 

Несмотря на явное присутствие идеологической составляющей, критики ещё до премьеры спектакля были настроены негативно, каждый раз выискивая всё новые и новые надуманные причины для запрета рок-оперы. В результате спектакль пережил 11 запретов, прежде чем, наконец-то, был разрешён к показу.

 

Альбом с записью рок-оперыПремьера «Хоакина Мурьеты» в Ленкоме состоялась в мае 1976 года. Спектакль стал настоящим откровением для многих как в плане жанра и необычных выразительных средств, так и в плане тематики. Неудивительно, что и премьера, и все последующие спектакли (а их было 1050 на протяжении 17-ти сезонов) неизменно срывали все аншлаги. Первыми исполнителями главных ролей были Александр Абдулов (Хоакин Мурьета), Любовь Матюшина (Тереса) и Николай Караченцов, сыгравший в премьерном спектакле сразу две роли: Главы рейнджеров и Смерти.

 

Через два года был выпущен альбом из двух пластинок с записью рок-оперы, где главные партии исполняли Жанна Рождественская (Тереса, Звезда) и Геннадий Трофимов (Хоакин Мурьета, Смерть).

 

 

Сюжет и драматургия

 

Сюжетная линия рок-оперы довольно проста, не перегружена многоплановостью. Америка, 1850 год, знаменитая калифорнийская золотая лихорадка. Бедный чилийский юноша Хоакин Мурьета вместе с такими же бедняками отправляется в Калифорнию на золотые прииски в надежде быстро сколотить капитал, намывая золото. Во время длинной дороги по морю Хоакин влюбляется в крестьянку Тересу, и здесь же, на корабле, несущем их к берегам Калифорнии, происходит свадьба. На берег они спускаются уже мужем и женой.

 

Во время одного из многочисленных нападений техасских рейнджеров на лагерь латиноамериканских старателей погромщики насилуют и убивают Тересу, которая ждёт ребёнка. С этого момента Хоакин, давший клятву отомстить за смерть жены, становится разбойником. Вскоре к нему примкнули и другие латиноамериканцы, организовав грозный отряд мстителей, державший в страхе белых «гринго». В финале Хоакин погибает от рук рейнджеров, когда безоружный приходит на могилу жены.

 

 

Такова вкратце незамысловатая трагическая история, положенная в основу советской рок-оперы. Но необычным в ней было то, что наряду с людьми в ней присутствовали персонажи-символы: Звезда и Смерть. На протяжении всего спектакля между ними происходит жёсткая борьба, и в этом плане очень показательно, что какими бы жуткими ни были монологи Смерти, за ними всегда следует яркий, светлый, жизнеутверждающий лейтмотив Звезды.  

 

  

 

Музыка

 

О музыке рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» следует сказать особо. Кроме того, что каждый персонаж имеет собственную музыкальную характеристику, в спектакле звучат узнаваемые мотивы американского и чилийского фольклора. Разнообразие мелодий и богатство инструментовки создает широкую и разнообразную музыкальную палитру: от тончайших нюансов сокровенных человеческих чувств и переживаний до масштабных картин, рисующих в сатирично-разнузданных тонах американский образ жизни.

 

Объёмность и выразительность музыкальных образов достигается удивительно гармоничным сочетанием акустических и электронных инструментов. Особенно ярко это проявляется в лейтмотивах главных героев: Хоакина Мурьеты, Тересы, Звезды и Смерти.

 

 

Экранизация

 

Кадр из одноименного фильмаЧерез 6 лет после театральной премьеры, в 1982 году, режиссёром Владимиром Грамматиковым был снят полнометражный художественный фильм с одноимённым названием, сюжетом и музыкой рок-оперы, ставшей к тому времени культовой на советской сцене. В главных ролях снялись Андрей Харитонов, Алёна Беляк и Александр Филиппенко. Вокальные партии Хоакина Мурьеты и Смерти в фильме исполнил Геннадий Трофимов. Так рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стала первым полноценным советским мюзиклом, воплощённым, согласно принятой мировой практике, во всех трёх формах: аудиоальбоме, спектакле и кинофильме.

 

 

Другие версии рок-оперы

 

Новая версия «Хоакина Мурьеты» была поставлена в 2008 году главным режиссёром театра Алексея Рыбникова Александром Рыхловым. По словам композитора, он давно вынашивал идею обновления мюзикла, желая вывести на первый план сценическую драматургию, а не богатство музыкальных красок и электронных спецэффектов. Роль Хоакина в новом спектакле сыграл Дмитрий Колдун, роль Тересы – Светлана Светикова, роль Смерти – Игорь Сандлер.

 

Постановка новой версии в театре А. РыбниковаВ 2013 году была создана миниатюра новой версии под названием «Хоакин Мурьета. Любовь и смерть». Её показ состоялся в ноябре 2013 года в концертном зале Московского международного дома музыки.

 

Следующая версия рок-оперы была создана в 2014 году, премьера прошла в июне, на сцене театра Алексея Рыбникова. Стихи и либретто написал поэт Юлий Ким, который взял за основу не кантату Пабло Неруды, а реальную историю Хоакина Мурьеты – противоречивого героя времён калифорнийской золотой лихорадки, окутанную народными легендами. Согласно историческим фактам, подлинные участники истории – не чилийцы, а мексиканцы, а жену Мурьеты звали не Тереса, а Росита. В целом же сюжетная линия осталась прежней. Поставил новый спектакль Александр Рыхлов.

 

Полную аудиоверсию рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» можно послушать прямо сейчас:

 

 

/>/>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Лазарь Иосифович Вайсбейн – вы слышали когда-нибудь это имя? Вряд ли. А имя Леонида Осиповича Утесова вам о чем-нибудь говорит? Знаменитое имя, легендарное, правда? Но – ненастоящее: этот звучный псевдоним талантливый еврейский юноша Лазарь Вайсбейн выбрал в качестве сценического имени. А сцена в его жизни появилась, когда ему было 20 лет – и с тех пор уже не отпускала.  ...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
 1970 год в СССР был богат на культурные события, масштабные и не очень. Но одно из них, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы вспомнить о нем более подробно: Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова переехал в новое здание. ...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
 Для меня 1975-й – особый год: 15 февраля меня приняли в пионеры, одну из первых в классе. Почему мне запомнилась точная дата? Все просто: 15 февраля – день рождения татарского поэта-героя Мусы Джалиля, погибшего в фашистских застенках. Его имя носила наша школа, именем поэта назван и главный театр Казани – театр оперы и балета, а также одна из улиц в центре города. И каждый год в день рождения Мусы Джалиля в театре традиционно проводился общешкольный праздник. ...
  «Орфей полюбил Эвридику – какая старая история»… Так начинается эта рок-опера Алексея Журбина и драматурга Юрия Димитрина, появившаяся в 1975 году. Первая советская рок-опера, положившая начало этому жанру на отечественной сцене.    ...
Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.    ...
Рейтинг: +1 Голосов: 1 6903 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Яндекс.Метрика