Как я избавился от одних советских привычек и не избавился от других

18 февраля 2021 - Леонид
article820.jpg

Когда я гуляю со свои внуком по улице, нередко мое внимание привлекают балконы преимущественно хрущевских пятиэтажек, заполненные разным барахлом. На них можно заметить драные кресла и поломанные стулья; старенький холодильник «Север»; велосипед без цепи и детскую коляску, наполненную кастрюлями и банками; ламповый радиоприемник начала шестидесятых годов прошлого столетия и часы без минутной стрелки в граненом деревянном корпусе. Еще стоят и лежат горшки из-под цветов и ящики из-под рассады; неизменные лыжи; мотки проволоки; чемоданы и тюки со старыми одеялами и заношенной одеждой и еще много чего прочего. Сразу можно предположить, что в этих хрущевских квартирах с такими балконами живут крепко пожилые люди, которые подвержены советской привычке ничего не выбрасывать, – а вдруг пригодится?

советский банкон
 
 
 
До недавнего времени таковой привычке был подвержен и я, покуда не продал ко псам свой сад в шесть соток, ставший крайне ненавистным из-за необходимости без продыху в нем работать. Мне же, по большей части, хотелось отдыхать. С ликвидацией сада отпала необходимость (и желание) складывать в тюки старую одежду, предназначенную для вывоза в сад, равно как и подшивки газет и журналов – все стало относиться в мусорку. Я даже вызвал машину с грузчиками, что за небольшие деньги отвозят старый хлам, дабы те забрали и увезли старый холодильник «Саратов», что стоял в маминой комнате, допотопный диван с откидывающимися валиками по краям, кресло, раздолбанный стол-книжку и вконец обсосанный котом ковер. Словом, вместе с ненужными вещами я избавился и от советской привычки все хранить, в том числе совершенно ненужное и пришедшее в негодность.
 

 

советское праздничное затолье

От привычки зависеть от чужого мнения и всегда прислушиваться к нему я избавился еще во времена несравненного Генсека Л. И. Брежнева, научившись говорить «нет». Как только это стало у меня получаться, так я потихоньку стал сбрасывать с себя зависимость от мнения совершенно чужих мне людей. Дух коллективизма, прививавшийся мне (равно как и остальным юным гражданам) с детства, стал уступать место личным интересам, и что обо мне подумают и скажут люди, если я поступлю так-то и так-то, стало мне абсолютно безразлично. А это, как ни крути, большой шаг к личной свободе…

 
Привычкой давать советы, когда никто не спрашивает (что тоже было характерно для советских времен), я никогда не страдал, а вот наедаться по праздникам до отвала – такое имело место быть и наличествует до сих пор. И очень жаль, что ушли в прошлое частые застолья, когда еды готовилось, как на убой. Теперь разве что Новый год и какой-нибудь крутой юбилей могут потягаться с советскими застольями и обилием яств и питья на столах.

И еще не совсем плохой обычай из советского времени – это сладкое к чаю. Торт, выпечка, пирожки. На худой конец, печенье. Швыркать «пустой» чай – это в Китай или к японцам. Но не к нам…

советский ребенок

 
 
 
Очень неплохая, на мой взгляд, советская привычка – это вкушать пищу непременно с хлебом. Причем совершенно разные блюда, включая каши, картофель во всех его видах приготовления, пельмени и суп с макаронами. Хлеб был (и очень хорошо, что остается) непременным атрибутом российского стола. Без хлеба можно спороть невесть какое количество пищи и не наесться. А с хлебом такое исключено. Я теперь, конечно, дозирую порции хлеба – возраст. Однако с удовольствием съедаю кусочек серого хлеба в обед, а чай пью с горбушкой белого хлеба. При условии, что хлеб свежий. Ну, а трехлетний внук просто отказывается обедать без хлеба…
 
советский хрусталь
 
 
Кажется, в нашей семье не было такой распространенной полвека назад привычки, как «откладывать на потом» или «пусть пока полежит». То бишь не сразу надевать вновь приобретенную добротную (и дорогую) одежду и ходить покуда в старой, а то и вовсе в обносках. Не выставлять из парадного шкафа, дожидаясь своего часа или удобного случая, купленную красивую посуду и хрустальные фужеры, и пить годами чай из треснутой чашки. Не включать, а иногда даже и не распаковывать новую бытовую технику, боясь раньше времени ее поломать. Посему и я не страдал данной слабостью откладывать приятное на потом, предпочитая не дожидаться, когда произойдет нечто лучшее и наступит светлое завтра, а жить по возможности хорошо и приятно здесь и сейчас. Ведь примеров, когда жизнь проходила, а светлое завтра все не наступало – было на моих глазах множество. Не страдают подобной привычкой и мои дети. Ведь надежда на лучшее будущее лопнула именно при их жизни. В большей степени не страдает привычкой «пусть полежит до лучших времен» мой внук. И предпочитает ломать именно новые игрушки…

продуктовый дефицит в сссрРаньше я посмеивался над советской привычкой делать продовольственные запасы на месяцы, а то и на годы, поддавшись всеобщему ажиотажу. Это было вполне объяснимо: с продуктами в СССР иногда случались перебои. При главе компартии Советского Союза Никите Хрущеве резко возросли цены на мясо и молоко, и одно время исчезали с продажи сахар, мука и даже белый хлеб. И уж совсем полный кирдык в продовольствии настал во времена «великого» реформатора Горби. Так что практика запасаться едою вполне оправдана. Но я все равно относился к затовариванию продуктами про запас весьма скептически. А совсем недавно я сам поддался ажиотажу, когда пришла первая волна коронавируса, и народ начал скупать продукты, начиная почему-то с гречневой каши. Я тоже закупился макаронами, рисом и прочими крупами (гречки уже не было) и ни разу об этом не пожалел. И хотя сегодня пишут, что, мол, ныне делать запасы еды нет никакой необходимости, и что еды хватит на всех, ибо на каждом шагу имеются продовольственные центры и просто магазины, веры этим словам нет. Напротив, именно сегодня и следует создавать личные запасы продуктов. Ибо в стране сейчас (то бишь во время написания этой статьи, а это начало февраля две тысячи двадцать первого года) все настолько шатко, что вполне может случиться мятеж, переворот, революция. А это всегда чревато разрухой и голодом. Увы, граждане. Хотя и имеет большинство из нас нескончаемое терпение, опять-таки привитое в прошлом веке, но и таковому приходит конец. Ибо такое неплохое, по сути, качество, как терпение уже не помогает, но мешает жить по-человечески. Или хотя бы сносно…

У меня и у многих людей, заставших Советский Союз в несколько десятков лет, ныне закончилась привычка верить телевизору, газетам и прочим СМИ. Ну, врут же. И врут нагло и напропалую! Раньше вера в печатное слово и текст, произнесенный с экрана телевизора, была незыблема и несомненна. Ныне же ничему напечатанному и сказанному вслух верить нельзя. И если нет возможности проверить полученную информацию, надлежит относиться к ней с опаской и недоверием. Как минимум.

А вот в приметы многие продолжают верить. И правда, перебежавшую дорогу черную кошку лучше обойти стороной. Как и женщину с пустыми ведрами. Посидеть перед дорогой минутку тоже нелишне. И не стоит загадывать ничего вперед. Ибо Некто с разными именами, но единой сутью непременно внесет свои коррективы, оставив вас с носом.

Конечно, я, как и многие, ношу дома, что поплоше и попроще. Не майки с дырками на груди, и не треники с пузырями на коленках, но и не ту одежду, что можно одеть на люди. И не страдаю от этого. Мне важно, чтобы было удобно и комфортно. И тепло, если в холода плохо топят. Все остальное – дело шестнадцатое…

Как многие пожилые люди советской закваски я нередко экономлю на себе, стараясь, чтобы все было у детей и внуков. А сам я уж как-нибудь. Да и много ли мне нужно? Иметь крышу над головой, быть сытым и использовать возможности приносить семье пользу. И это отнюдь не в тягость. Это осознанная личная необходимость. Поскольку «все лучшее – детям», отнюдь не социалистический лозунг, а общечеловеческий посыл.

потеря работыБоязнь потерять работу – это было в советское время в крови многих. Хотя новое место было найти совсем несложно: на каждом втором столбе, не считая каждого первого, висели объявления о приглашении на работу. Требовались практически все специальности, начиная от разнорабочих и продавцов и заканчивая завхозами и начальниками производств. Но люди держались за свое насиженное место, часто даже не стараясь найти работу лучше, чище и более по душе: скакать с места на место в тогдашние времена крайне не приветствовалось.

Ныне боязнь потерять работу в разы усилилась: не так просто найти новую работу, да еще равноценную прежней. Найдя же работу новую, очень часто при обещаниях заработной платы в размере тридцати тысяч рублей вы получаете только двадцать три, а то и вовсе семнадцать. Когда же вы начинаете возмущаться, вам спокойно отвечают:
– Не нравится? Увольняйся. На твое место уже очередь выстроилась…
Вот и держатся люди за свои места, боясь их потерять. А работодатели этим пользуются: диктуют своим работникам, как голосовать при выборах, «советуют» молчать об имеющихся нарушениях в тряпочку, которая ныне у многих на лицах в виде медицинской или гигиенической маски, и вообще как жить и даже что думать. И люди принуждены поступать так, как диктует им начальство. Ведь иначе – уволят.

А вот от чего я не избавился и не избавлюсь уже никогда, так это от привычки терпеть зубную боль до последнего и лечить зубы лишь в том случае, когда уже нет больше терпежу. Это пошло еще с детского садика, когда болели молочные зубы. Я выл, ревел и не хотел идти в зубную поликлинику ни в какую, поскольку однажды уже в ней побывал и ничего хорошего для себя из нее не вынес. Кроме боли, разумеется. Помню, как родители тащили меня в поликлинику волоком, а я упирался и устраивал рев на всю улицу. Зубную боль я стоически терпел, а выдирать зубы предпочитал привязанной к ним ниткой, которую дергал один из родителей или даже я сам. Конечно, больно, но недолго. И, главное, дома.

Сейчас можно удалять зубы безболезненно. Стоматология перестала носить карательный характер, равно как перестала быть бесплатной. Однако прежняя привычка не заниматься зубами до последнего – осталась. И поделать с ней уже ничего нельзя. Поэтому ныне у меня всего шесть зубов. На нижней челюсти. На верхней их нет вовсе. Зато десны стали твердыми, как камень! И я грызу ими (иногда) орехи.

Кстати, по давней привычке я до сих пор не выбрасываю пакеты. Авось пригодятся…


 
 

Похожие статьи:

В эпоху дефицитных товаров изобретательность советского народа не знала границ. Только в СССР хозяйки могли сделать из самых простых вещей что-то необычное и полезное для дома и семьи. Давайте вспомним, какие интересные «фишки» придумали советские хозяйки, чтобы сделать свой быт ещё более удобным, приятным и уютным.    ...
В советские годы быть модным и стильным мужчиной было достаточно проблематично. Тем, кто помнит скудный ассортимент женской декоративной косметики и парфюмерии, доступной широким массам, понимает, что мужской половине СССР в плане выбора одеколонов приходилось ещё тяжелее.   ...
Наверное, мечты советских детей покажутся сегодня наивными и немного странными. Ведь никто из них не мечтал о том, чтобы стать директором банка, важным чиновником, «начальником нефти» или миллионером. И не горел желанием получить в качестве подарка на день рождения или Новый год «крутой ноут» или навороченный айфон. Наверное, если бы в 60-е или 70-е годы прошлого столетия были бы сотовые телефоны и компьютеры, дети тоже мечтали бы о них. Но их не было. ...
В школьном возрасте наивные детские желания стать мороженщиком или кондитером, чтобы все время поглощать имеющийся в распоряжении продукт, канули в прошлое. Для советских школьников пришло время романтических мечтаний, которые коснулись и выбора будущей профессии.  ...
Мы рады сообщить вам, что на нашем сайте открылся новый клуб: Клуб ценителей элитных раритетов времён Советского Союза.  ...
Вместо предисловия сразу оговоримся: мы не собираемся пропагандировать табакокурение. Но поскольку советские сигареты и папиросы были неотъемлемой частью жизни в СССР, мы все же решили вкратце о них рассказать. ...
Разброс интересов советских подростков был не так уж широк, что являлось следствием отнюдь не косности мышления мальчишек и девчонок, учившихся в старших классах, но отсутствием разнообразия товаров, выпускаемых промышленностью СССР.   ...
Каждой нации присущи свои характерные черты. Например, немца можно узнать по чрезмерной педантичности, итальянца – по эмоциональности и активной жестикулировке, американца – по улыбчивости и т.д. У граждан Советского Союза также была своя узнаваемая манера поведения, благодаря которой их можно было вычислить в многонациональной толпе – так, по...
Несмотря на то что интересы советских школьников были достаточно разнообразны, в то же время они были довольно скромны и никогда не выходили из границ разумного и достижимого. И, конечно же, являлись совершенно иными, нежели интересы детей детсадовского возраста.      ...
20 февраля в Москве, в помещении Государственного музея архитектуры им. Щусева, открылась выставка советского дизайна, экспонатами которой стали редкие образцы советской мебели 20-60-х годов прошлого века. ...
Рейтинг: +1 Голосов: 1 1383 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Яндекс.Метрика