Для тех, чья юность пришлась на 80-е, эта песня популярной в те годы группы (или как тогда было принято называть, ВИА) «Цветы» не просто знакома – она стала неким романтическим символом, пронизанным светлой грустью. В ней – любовь и нежность, радость и горечь расставания… Все то, что во все времена волновало и волнует юные сердца: чувства, эмоции и переживания, к тому же усиленные красивой музыкой – все эти слагаемые успеха присутствуют здесь настолько ярко и выразительно, что композиция просто обязана была стать хитом. И стала.
Вот как об этом вспоминает бас гитарист группы «Цветы» того времени и первый исполнитель песни «Летний Вечер» Владимир Васильев: «Стас сначала показал песню нашему клавишнику Саше Слизунову, и тот сделал аранжировку. Мы попробовали сыграть на репетиции, и получился очень интересный результат: с одной стороны песня была написана в настроении известных хитов Angie - Rolling Stones и Hotel California – Eagles, с другой стороны совершенно самостоятельной песней, ничем кроме настроения их не напоминающей.»
Аранжировщик песни Саша Слизунов рассказывает: «Песня Стаса “Летний вечер” абсолютно оригинальная и с точки зрения музыки не имеет ничего общего с песней Hotel California, но Игорь Саруханов, который тогда играл в “Цветах”, на гитаре , прямо перед записью купил новую 12 струнную гитару и на записи сыграл вступление “Летнему вечеру” процитировав вступление к Hotel California. Именно поэтому многие решили, что там есть элемент плагиата. В действительности в мелодии и в гармонии плагиата нет совсем.»
А вот что рассказывает о создании песни Стас Намин: «Я написал музыку под впечатлением настроения от песни Angie - Rolling Stones, так как тогда думал что Hotel California взяла начало тоже оттуда, но оказалось, что Eagles просто полностью скопировали песню Jethro Tull. В Летнем вечере я не использовал ничего из этих песен, кроме настроения. Написав музыку, я дал ее поэту Владимиру Харитонову и он буквально за несколько дней написал текст. В 1979 году нам удалось выпустить маленькую пластиночку с этой песней, и уже 1980 году в гастролях нам приходилось останавливать концерт на этой песне, так как на сцену выстраивалась очередь девушек с цветами..»
Недавно Стас Намин, подойдя профессионально к этому вопросу, проанализировал с точки зрения музыки и свою, и другие похожие по настроению песни.
Моя песня «Летний вечер» декларировала вполне конкретное настроение и стилистику, которые уже существовали в мировой рок-музыке. Я знаю три песни в том же настроении и стиле, написанные до «Летнего вечера» но, может быть, их было и больше.
Первая была написана группой Jethro Tull в 1969-м и вышла в их альбоме Stand Up.
Вторая — Angie — вышла в альбоме Goats Head Soup в 1973-м.
Третья - Hotel California вышла в 1976 году на одноименном альбоме группы Eagles.
Если сравнивать мою и эти три песни, то настроение у них действительно похоже, но любой профессионал или просто грамотный музыкант может легко увидеть разницу. Песня We Used to Know, Angie и Hotel California построены на гармонической последовательности аккордов, основанной на остинатном басе. Эта гармоническая формула появилась в ладовой музыке еще в Средние века, позже использовалась Бахом в тональной музыке, в ХХ веке ее использовали Стравинский и Шостакович, а в 1960-е – 70-е она транспонировалась и использовалась в рок-музыке.
А песня «Летний вечер» построена не по этой формуле. Она тоже начинается с тоники, но буквально со второго аккорда гармония в ней меняется на совершенно иную, не схожую с тремя предыдущими примерами. Также можно легко проанализировать мелодию, которая не повторяет ни одну из предыдущих песен. А припев, который является главным хитом «Летнего вечера», не только не похож по гармонии и мелодии, но отличается и по настроению.
Если вернуться к тем трем песням, то Angie, которую я действительно очень люблю с юношества, как и все творчество Rolling Stones, все-таки мелодически явно отличается от других, хотя построена по тому же остинатному гармоническому принципу. А вот в песнях We Used to Know и Hotel California любой, мне кажется, услышит откровенную, не только гармоническую, но и мелодическую схожесть.
Ян Андерсон, лидер Jethro Tull, весело рассказывает историю, как The Eagles украли у него эту песню.
Что касается «Летнего вечера», то за сорок лет «Цветы» сыграли несколько его версий. Одна из них, наиболее жесткая, вошла в концертный альбом «Власть цветов»:
Кстати, на нашем последнем юбилейном концерте, который в ноябре 2019, вдруг появились еще две: одну – в стиле русского кантри спели – «ЧайФ», другую – неожиданно весь шеститысячный зал без нашего участия. А Марко Мендоза на этом концерте объявил о том, что готовится трибьют-альбом, в котором песни «Цветов» будут петь на английском языке западные звезды. Среди этих песен будет еще одна, американская, версия «Летнего вечера».
(Материал для сайта "Страна СССР" предоставлен PR-отделом группы «Цветы»)
*****
Личное мнение
Сегодня теплыми летними вечерами звучат другие песни. У юного поколения – другие ритмы. И не только музыкальные, но и жизненные тоже. И это нормально. Но эта песня все же достойна того, чтобы ее услышали те, кому сегодня шестнадцать. А ее ровесники смогли с легкой грустинкой вспомнить те времена, когда и чувства, и эмоции били через край, когда мы теряли счет часам, когда время сливалось в один сладко-романтичный летний вечер, незаметно переходящий в жаркую ночь и прохладно-томное утро…
Итак, «Летний вечер», один из популярнейших хитов 80-х, аудиозапись с концерта 1982 года (видеоряд был наложен позже).
Песни 80-х отличаются обилием новых жанров, стилей и направлений, широкой тематикой, свежими образами, переосмыслением более ранних тем. Особое внимание в песнетворчестве этого периода акцентировано на восприятии действительности, самосознании, отношениях человека с миром. ...
В 1983 году Александр Новиков впервые исполнил песню «Помнишь, девочка, гуляли мы в саду?». Я тогда только заканчивал школу и был далёк от понятия «шансон», а по телевизору такие вещи вообще не показывали. Но как-то очень быстро песня стала, как начали говорить позже, хитом или шлягером. На магнитофонах, а ещё чаще на гитаре, она стала почти неизменным атрибутом молодёжных встреч или, как сейчас говорят, тусовок. Не берусь утверждать, что всех, но для...
Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.
...
Продолжая тему известных мировых хитов, получивших неимоверную популярность в СССР, нельзя пройти мимо еще одной совместной работы Джо Дассена и Тото Кутуньо: «Et si tu n’existais pas», известной советскому слушателю под названием «Если б не было тебя».
...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
Эта песня хорошо знакома каждому, кто родился в СССР. И если кто-то не знает ее целиком, то припев точно помнит. Такой популярности не ожидали ни создатели этой незатейливой песенки, ни ее исполнители. Тогда, в 1987-м, для певца и композитора Криса Кельми, и автора слов Маргариты Пушкиной это был, по их мнению, не самый лучший результат их совместной работы, а потому каких-либо амбициозных ставок на эту песню они не делали. Тем не менее, появившись в нужное время и в нужном исполнении,...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.
...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля. ...
Мало кто сейчас вспомнит сюжет фильма «Куда он денется!» – музыкальной комедии, вышедшей на советские экраны в начале 1981 года. Честно говоря, и я не помню. Даже не уверена, что я его видела. А если и видела когда-то, но не запомнила – значит, фильм получился неудачным, ибо талантливое кино, а уж тем более, комедия, да еще музыкальная, запоминается на всю жизнь.
...
Да и вообще группа Стаса Намина - отдельная страница в отечественной рок- поп - музыке. Конечно, "Летний вечер", зазвучавшая после олимпиады, это было что-то. Думаю, и в наше время, при хорошей раскрутке и достойной аранжировке она легко могла бы стать возродившимся хитом.
Все музыканты в той или иной мере грешили плагиатом. Например, Ричи Блэкмор скопировал музыку Зацепина из фильма "Красная палатка". И что? Никто не перестал любить Rainbow.
Да и не назовешь это плагиатом, даже если есть схожие мелодические линии, одинаковая гармония или похожая аранжировка. Как ни крути, а нот-то всего семь.
Когда начинается припев, ожидаешь услышать совсем другое. Похожа, конечно, но не совсем. Красивая песня, послушала с удовольствием. Этой песни не помню, видимо, родители мои ее не слушали. Кстати, благодаря этому сайту, у меня расширяется плей-лист С некоторых пор я стала часто слушать "Крик птицы".
Ой, Виктория, благодаря своему сайту я вообще столько нового узнала, о чем и не догадывалась, живя в СССР:) А "Крик птицы" - да, это нечто. Больше, чем песня.
Теперь это называется аранжировка! :) И, думаю, что согласятся многие: да, первоисточник явно чувствуется, но получилось тоже не плохо и как-то менее... "электронно".
Наша молодость также была в 80е годы и песни Стаса Намина звучали из всех окон и на всех скамейках во дворах. Он был кумиром всех молодых людей того времени. Ностальгия и радость в душе от прослушивания этой песни. Спасибо!
Спасибо за песню и прекрасные воспоминания! Конечно, есть что-то похожее на «Отель Калифорнию». Но, в конце концов, нот-то всего семь и не удивительно, что иногда их сочетание повторяется!
Не назвал бы эту песню плагиатом, тем более что в суд по защите авторского права никто на музыкантов не подавал. К тому же сколько положительных эмоций принесла эта композиция советским людям!
Плагиат очень спорен, но песня-то хороша. Вообще, по качеству материала, мелодизму и профессинализму с "Цветами" в то время мало кто мог сравниться (одна "Звездочка" чего стоит!). И хотя сейчас в тренде иные ритмы, многие их вещи до сих пор звучат современно, как по мне.
Плагиат, плагиат, да ну и пусть. Я хоть и молодая,казалось современное что-то нужно слушать, а я предпочитаю, тех времен, 80-х, песни то хорошие. И потом смысл же имеется, не то что сейчас, непонятный набор слов и сплошная не цензура.