Советское песенное творчество послевоенного времени
После окончания войны в песенное творчество вернулись темы, характерные для 30-х годов – тематики созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы, воспоминания о сложностях войны нашли свое отражение в песне.
Можно выделить такие основные темы послевоенного песенного творчества:
- Возвращение с войны;
- борьба за мир;
- гимны и марши;
- новые реалии;
- лирические песни.
Произведения о возвращении фронтовиков
Зачастую в песнях, посвящённых этой тематике, звучат не только героико-патриотические, но и лирические мотивы: «Вернулся я на Родину», «Ехал я из Берлина», «Ходили мы походами». Стали популярны песни о женщинах, которые ждали и дождались своих любимых с войны: «Ласковая песня», «Где ж ты, мой сад», «Днём и ночью», «Здравствуй, здравствуй». В некоторых песенных произведениях послевоенного времени отчётливо заметно влияние джазовой музыки.
В песнях этих лет переданы также и скорбь по погибшим, воспоминания о друзьях-фронтовиках, грусть от осознания разрушений на Родине. В музыке часто использовались маршево-танцевальные ритмы. Наиболее популярными стали такие сочинения, как «Враги сожгли родную хату», «Летят перелётные птицы», «Грустные ивы», «Солнце скрылось за горою», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Дороги». Песни-воспоминания очень разные, но все они передают осознание начала нового этапа в жизни страны и память о пережитом.
Молодёжные песни о борьбе за мир
В послевоенные годы молодёжь всего мира объединилась в борьбе за мир. Идеи нового общественно-политического движения нашли живой отклик в советских людях. «Гимн демократической молодежи мира» (композитор А. Новиков, слова Л. Ошанина), прозвучавший на фестивале сторонников мира, мгновенно был подхвачен и зазвучал на многих языках. Он стал международной песней, призывающей к миру и объединению против «чёрных сил, роющих миру могилы».
После «Гимна демократической молодёжи мира» появились и другие торжественные песни о борьбе за мир: «Гимн международного союза студентов», «Дай руку, товарищ далёкий», «Мы за мир», «В защиту мира», «Песня мира». Также эта тематика нашла своё отображение и в лирических произведениях. Ярким примером такого сочинения является известная песня «Летите, голуби» (музыка Дунаевского, слова М. Матусовского).
Гимнические произведения
К таким сочинениям следует отнести песни о Родине, партии, Ленине. Они прославляли советский народ как строителя обновлённой мирной жизни, партию как рулевого и Ленина как вдохновителя. Наиболее известные гимнические произведения этих лет – «Россия», «Родина моя», «Родина слышит», «Партия — наш рулевой», «Мы – коммунисты», «Ленин всегда с тобой», «Песня о Ленине».
Реалии современности в песенном творчестве
Молодёжь, студенческие объединения стали движущей силой развития страны после войны. Это дало толчок развитию студенческой песни – призывной и лирической: «Студенческая», «Студенческая-попутная», «Студенческая застольная», «Песня московских студентов», «Едут новоселы», «Едем мы, друзья». Если первые произведения такого рода воспевали Москву («Здравствуй, столица», «Здравствуй, Москва», «Ленинские горы»), то позже появились сочинения о других городах: «Киевский вальс», «Севастопольский вальс», «Вечерняя песня». Воспевается в них и природа родного края: «Подмосковные вечера», «Россия – Родина моя».
Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет
Тема любви всегда актуальна. В послевоенный период любовные песни слагались под влиянием песен о возвращении, поэтому они часто несли печать светлой грусти, упоения в момент долгожданной встречи: «На лодке», «Что так сердце растревожено», «Услышь меня, хорошая». Развивается лирика, условно названная сельской: «Лучше нету того цвету», «Уральская рябинушка», «Сирень-черёмуха», «Ой, цветет калина», «Пшеница золотая», «Если б гармошка умела», «Ходит по полю девчонка», «Провожают гармониста», «Одинокая гармонь». Многие из них сегодня считаются народными, хотя у каждой из этих песен есть авторы стихов и музыки. Легкие танцевальные ритмы слышны в лирических песнях, предназначенных для эстрады: «Песенка про пять минут», «На катке», «Я сказал тебе не все слова», «Три года ты мне снилась».
Похожие статьи:
Песенное творчество в период гражданской войныВ разделе - Советская музыка: жанры, композиторы, исполнителиБурные 1918-1920 годы – это период братоубийственной гражданской войны. Настроения людей, воодушевленных новыми идеями, нашли свое отражение в песнетворчестве. С этим неспокойным периодом и связывают начало развития советской песни. Дооктябрьские гимны получили широкое распространение и заметно повлияли на развитие культуры. «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу» и многие подобные произведения возникли из прошлого – революционных лет. ... | 20-е годы в истории формирования советской песниВ разделе - Советская музыка: жанры, композиторы, исполнителиВ это время рождается и сама массовая песня, и её определение. На тот момент понятие называло уже существующий жанр – рабочие песни. Позже его значение трансформировалось и стало обозначать произведения, в которых героизировалась борьба за создание новой страны. Массовая песня как жанр складывалась под влиянием настроений революционной борьбы. Песни 20-х годов несли на себе заметный отпечаток творчества предыдущих лет революции, сохраняли лозунговый стиль, но постепенно менялись темы, сюжеты и герои. В... |
Песни времён Великой Отечественной войныВ разделе - Советская музыка: жанры, композиторы, исполнителиСам военный период относительно невелик по протяжённости, но очень богат событиями. Эмоции, сопровождавшие эти события, нашли свое отображение в военной песне, ставшей духовной поддержкой в сложное время. Песенное творчество отразило воспоминания о мирной жизни, готовность защищать Родину до последнего дыхания, веру в победу советского народа. В песнях этих лет звучала суровая жизнь на фронте и в тылу, мечты и чаяния людей.
... | Песня вдохновляет, пробуждает историческую память и просто улучшает настроение. Она была и остается наиболее гибким видом музыкального искусства. Именно песня первой фиксирует эмоциональный отклик людей на события. Пылкие слова в сочетании с музыкой рождают многогранные образы, передают чувства и зачастую становятся решающим фактором в формировании общественного мнения о том или ином событии. Какие песни пели в советские времена? О чем вспоминали и мечтали? ... |
Массовая песня, зародившаяся в 20-е годы, получила стимул к развитию в 30-е, поскольку отображала культурные запросы трудящихся. Композиторы внимательно прислушивались к музыкальному быту, переосмысливали творчество предыдущих лет и создавали яркие новые сочинения. Именно в это время появляются заметные произведения композиторов-классиков — Покрассов, М. Блантера, В. Захарова, И. Дунаевского. Популяризовались тексты М. Светлова, В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача. ... |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |