В этот период достигает апогея духовный подъём в обществе. Война уже позади, но ещё свежа в памяти, высокие результаты строительства первых пятилеток, попытки освоения космоса – всё это вдохновляло на создание новых песен, порыв поддерживался и стимулировался массовой культурой. Доступ к образованию, прорыв в науке, технические достижения, развенчание мифов о Сталине и пересмотр отношения к каждому человеку как личности искали свое выражение в художественных образах.
В песенной культуре тех лет заостряется внимание на внутреннем мире человека. Актуализируются песни-монологи, признания и т.д. Эстрадная песня становится всё более популярной и удовлетворяет культурные запросы общества.
Следует выделить такие тематические разновидности песен:
- публицистические произведения;
- молодёжные песни с танцевальными ритмами;
- гимнические, прославляющие страну, её руководство и идеологию;
- патриотические, воспитывающие у народа любовь к Родине;
- песни о мире;
- песенные воспоминания о Великой Отечественной войне и её героях;
- песни различных жанров об освоении космоса;
- лирические и авторские песни.
Публицистические музыкальные сочинения
Публицистические произведения заметно изменились по сравнению с аналогичными песнями предыдущих лет. Вместо идей, доминирующих в обществе, они стали взывать к нравственности, опыту отдельных людей. Так появились песни-манифесты, баллады, песни-кредо. Образная система близка к городским, студенческим, сельским. Большую популярность приобрели такие произведения, как «Песня о тревожной молодости», «Там, вдали за рекой», «Я люблю тебя, жизнь», «Наша жизнь коротка», «Ой, да ты калинушка», «Огромное небо».
Молодёжные песни
Творчество А. Н. Пахмутовой стало знаковым для развития песенной культуры этого периода. Автор воспевает образ молодого современника, который находится в поиске, проходит период становления личности: «Нас мечта зовет, подруги», «Гайдар шагает впереди», «Надо мечтать», «Орлята учатся летать». Романтизм и пылкость молодёжной песни нашли свое отражение в творчестве и других композиторов и поэтов: «Я шагаю по Москве», «Прощайте, голуби», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе», «Письмо на Усть-Илим», «Таёжные звезды», «Геологи». Появились в молодёжных песнях и лёгкие танцевальные ритмы, постепенно пришедшие в советскую музыкальную культуру из европейских стран.
Гимнические и патриотические произведения
Гимнические песни продолжают развиваться, они по-прежнему тесно связаны с патриотической тематикой. Гимническая и патриотическая лирика 60-х приобретает ярко выраженное лирическое начало. Воспевается Родина и народ-труженик, находят свое выражение мечты о светлом будущем: «Родина», «Моя Родина», «И мы в то время будем жить», «Мир всем, кто трудится». Лирические песни о Родине становятся все более популярными, многие из них до сих пор широко известны в народе: «С чего начинается Родина?», «Течет Волга», «Русское поле».
Воспоминания о войне и песни о мире
Все ещё свежи воспоминания о войне, и одна из главных задач композиторов и поэтов – не дать народу забыть великий подвиг, огромные утраты, не допустить повторения кровопролития. Герой новых песен-воспоминаний рядовой безымянный солдат – собирательный образ всего народа, поднявшегося на защиту Отчизны: «Баллада о солдате», «На безымянной высоте», «Журавли». Параллельно развивается тематика мира, призыв к сохранению покоя и стабильности на всей планете, напоминание о том, насколько трагична война: «Бухенвальдский набат», «Если бы парни всей земли», «Голос земли», «Пусть всегда будет солнце».
Музыкальные сочинения о космонавтах
Советский народ ставит высокие цели – развитие науки и техники, покорение космоса, героизируются первые космонавты, в песнях выражаются мечты о новом мире и, в то же время, стремление сохранить свою планету: «Я – Земля», «Присядем, друзья, перед дальней дорогой». Романтичная песня «Я верю, друзья» быстро стала популярной и исполнялась как гимн космонавтов. Известная песня «Нежность» тоже посвящена космонавтам, хоть об этом в тексте нет ни слова.
Лирические и авторские песни
Эстрада 60-х заполоняется городской песней. Звучат произведения Пахмутовой, Фрадкина, Хренникова, Колмановского, Петрова и многих других ставших популярными композиторов: «Московские окна», «Ночной разговор», «Перекрёсток», «Песня о любви», «Песня о друге», «Голубые города», «Не спеши», «Стань таким», «Август», «На тебе сошелся клином белый свет», «Калина красная», «Старый клён». Песенная культура пополняется произведениями бардов, среди которых наиболее заметны Б. Окуджава и А. Галич. Огромное влияние на развитие авторской песни и советскую культуру в целом оказало творчество В. Высоцкого, начало популярности которого пришлось на середину 60-х годов.
Похожие статьи:
Песня вдохновляет, пробуждает историческую память и просто улучшает настроение. Она была и остается наиболее гибким видом музыкального искусства. Именно песня первой фиксирует эмоциональный отклик людей на события. Пылкие слова в сочетании с музыкой рождают многогранные образы, передают чувства и зачастую становятся решающим фактором в формировании общественного мнения о том или ином событии. Какие песни пели в советские времена? О чем вспоминали и мечтали? ... | Бурные 1918-1920 годы – это период братоубийственной гражданской войны. Настроения людей, воодушевленных новыми идеями, нашли свое отражение в песнетворчестве. С этим неспокойным периодом и связывают начало развития советской песни. Дооктябрьские гимны получили широкое распространение и заметно повлияли на развитие культуры. «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу» и многие подобные произведения возникли из прошлого – революционных лет. ... |
В это время рождается и сама массовая песня, и её определение. На тот момент понятие называло уже существующий жанр – рабочие песни. Позже его значение трансформировалось и стало обозначать произведения, в которых героизировалась борьба за создание новой страны. Массовая песня как жанр складывалась под влиянием настроений революционной борьбы. Песни 20-х годов несли на себе заметный отпечаток творчества предыдущих лет революции, сохраняли лозунговый стиль, но постепенно менялись темы, сюжеты и герои. В... | Массовая песня, зародившаяся в 20-е годы, получила стимул к развитию в 30-е, поскольку отображала культурные запросы трудящихся. Композиторы внимательно прислушивались к музыкальному быту, переосмысливали творчество предыдущих лет и создавали яркие новые сочинения. Именно в это время появляются заметные произведения композиторов-классиков — Покрассов, М. Блантера, В. Захарова, И. Дунаевского. Популяризовались тексты М. Светлова, В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача. ... |
Сам военный период относительно невелик по протяжённости, но очень богат событиями. Эмоции, сопровождавшие эти события, нашли свое отображение в военной песне, ставшей духовной поддержкой в сложное время. Песенное творчество отразило воспоминания о мирной жизни, готовность защищать Родину до последнего дыхания, веру в победу советского народа. В песнях этих лет звучала суровая жизнь на фронте и в тылу, мечты и чаяния людей.
... |