Геркулес в Казани
Автор
|
Опубликовано: 3181 день назад (25 декабря 2015)
Рубрика: История
Редактировалось: 3 раза — последний 26 декабря 2015
|
+1↑ Голосов: 1 |
Казанцы такого не видели. Никогда.
И даже не могли предположить, что такое возможно.
Молодой высокий мужчина в трико с мощным торсом Геркулеса то висел вниз головой, поднимая при этом живую лошадь, то жонглировал 48-фунтовыми (22 кг) гирями и огромными булавами. То, привязанный к столбу за ногу и упираясь в него другою, висел в воздухе, параллельно земле, удерживая на переносице корабельный якорь. И все это время его партнерша, стоя «одной ногой на ненатянутой проволоке, играет шарами, кастаньетами, машет флагами, одевается, заряжает ружье, стреляет, производит разные эквилибристические штуки – как на полу», – так писали казанские газеты о выступлениях атлета Карла Раппо в 30-е годы XIX столетия.
В Городском театре (тогда в Казани стационарного цирка не было, а выступать в балаганах на Черном озере всемирно известному атлету Раппо было не по рангу) был полный аншлаг. Вся места были заняты; люди сидели на ступеньках, стояли в проходе, неотрывно глядя на сцену.
Карл Раппо, имя которого было на слуху во многих странах мира в течение около 35 лет, родился в Инсбруке по одним сведениям в 1801-м, по другим – в 1802 году.
Дебютировал он как силовой акробат в конце второго десятилетия, а в 1825 году предпринял большой тур по странам мира; был в Венгрии, Италии, Германии, Польше, произведя там своими выступлениями необычайный фурор. Один из зарубежных журналов, захлебываясь от восторга – вполне заслуженного артистом, – даже сравнил его с великим Паганини.
«Раппо, – писал журнал, – подобно Паганини, артист единственный. В настоящее время в Европе нет никого, кто бы мог быть сравнен с которым-нибудь из них. В обоих обнаруживается высшее развитие особенного, каждому из них врожденного таланта. Как до Паганини никто не подозревал, сколько очарованья может заключаться в скрипке, так до Раппо никто не имел понятия о тех необыкновенных успехах, до каких может быть доведено развитие телесных сил, особенно когда человек, как Раппо, начнет упражнять эти силы не прежде юношеского возраста».
Атлет неоднократно бывал в России. Впервые с бенефисом Карл Раппо выступил в Новом Театре в Петербурге 30 октября 1831 года. Театр был полон, «рукоплескания не умолкали», – писала газета «Казанский вестник». А «Прибавление к Казанским ведомостям» разразилось в том же 1831 году в № 46 обзорной статьей, заканчивающейся словами: «Представления г. Раппо составляют нечто такое, что даже в Петербурге, где чудес бывает немало, ничего удивительнее этого не видывали».
Новые гастроли по России были предприняты Карлом Раппо в 1838 и 1844-1845 годах. Эти представления имели такой успех, что Санкт-Петербургская пресса не знала, что и писать. «Талант его не нуждается в разглашении», – заявила «Северная пчела».
В Казани Раппо был дважды, в 1838 и в 1845 годах. Бывший студент Императорского Казанского университета Иван Михайлов в своих воспоминаниях под 1838 годом писал: «Приезжал в Казань известный силач Раппо. Он проделывал отчаянные штуки. Между прочим, он бросал вверх двухпудовую гирю и подставлял под нее плечо. Гиря, понятно, от падения с высоты приобретала огромную тяжесть, но плечо атлета выдерживало и оставалось цело».
Во всех упражнениях не было никакого обмана: он показывал всем желающим и чугунные шары, и гири, и булавы, и тяжеленный корабельный якорь из своего знаменитого «опыта», когда корабельная принадлежность удерживалась на носу атлета, находящегося в горизонтальном положении.
В 1845 году Раппо приехал в Казань вместе с труппой, и газеты известили горожан, что «23 сентября будет показывать Карл Раппо с своею труппою живые картины и «свою любимую игру» 48-фунтовыми гирями…»
Казанская публика не забыла Раппо за семь лет. Это доказало первое представление. «Несмотря на довольно дурную погоду, – писали «Казанские губернские ведомости» в № 40 за 1845 год, – стечение посетителей было столь велико, что г. Раппо принужден был отказывать желающим видеть его представление. Второе и третье представление (26 и 28 сентября) были также многолюдны».
Как рассказывали очевидцы, выступление труппы Раппо делились на два отделения...
Вначале работал сам Карл Раппо, а во втором отделении показывала свое умение вся труппа, в том числе и 17-летний сын Карла Раппо Франц, уже удостоенный похвалы от Дюссельдорфской Академии Художеств за свое умение играть чугунными шарами, которые и поднять-то было под силу не каждому мужчине.
Затем труппа Раппо показывала, как писали «Ведомости», «живые картины, заимствуя сюжеты из произведений известнейших мастеров и антиков. Это отделение заключалось чем-то вроде балета», где женские персонажи были будто «вылиты по древним формам, и до того отчетливы в исполнении своих трудных ролей, что зритель забывается и думает видеть настоящие мраморы». Здесь явно отличалась от других Йозефина Раппо, особенно в роли Ариадны верхом на тигре или в роли Венеры.
«Вообще, – писала газета «Казанские губернские ведомости» в разделе «Казанская хроника», – изумительная неподвижность этих живых мраморов, невероятная трудность позиций, великолепная костюмировка, все это до того чарует, что не веришь глазам и все-таки думаешь, что это мраморы, а не люди. Многие картины, и в особенности трудные по требованию публики были показываемы снова, и оглушительное «браво» потрясало театр и заглушало оркестр полковой музыки. Оба Геркулеса, отец и сын были вызваны публикой несколько раз».
Большую часть публики составляла казанская молодежь: студенты, гимназисты. Видел выступления обоих Раппо и студент Императорского Казанского университета и одногодок Франца Александр Бутлеров, будущий великий химик-органик, славившийся среди казанской молодежи своей необычайной силой. Как позднее вспоминали его приятели-студенты, Бутлеров после выступлений Раппо, немного потренировавшись, повторял многие из его упражнений с гирями, чем приводил студенческую братию в неописуемый восторг.
5 октября Северный Геркулес, как звала его публика с легкой руки репортеров, дал спектакль в пользу недавно вернувшегося со своей труппой с гастролей держателя Городского театра господина Стрелкова, а 7 и 10 октября были бенефисы Франца и Йозефины.
11 октября казанская публика была просто поражена и очарована спектаклем-пантомимой из жизни самого Карла Раппо. Аншлаг был полнейший. Дело в том, что Карл Раппо со своей труппой как-то гастролировал в Италии. Однажды ночью в горах Калабрии на труппу напали разбойники числом свыше 30 человек. Неожиданность нападения подвергла вначале артистов в смятение и панику, но когда был на руках матери убит грудной ребенок Раппо, Карл обезумел и бросился на разбойников, раздавая увечные удары направо и налево. Его примеру последовала и вся труппа – 11 человек, в результате чего разбойники были сокрушены, а четверо из них пленены самим Раппо, несмотря на то, что он получил семь ножевых ран. Все это и было поставлено Раппо в Городском театре, что вызвало бурю восторга и шквал аплодисментов.
Говорили, что Раппо собирался приехать в Казань в его тур по России в 1852 –1853 годах. Но смерть распорядилась иначе…
Городской театр в Казани в 19 в., где давал представления Карл Раппо
И даже не могли предположить, что такое возможно.
Молодой высокий мужчина в трико с мощным торсом Геркулеса то висел вниз головой, поднимая при этом живую лошадь, то жонглировал 48-фунтовыми (22 кг) гирями и огромными булавами. То, привязанный к столбу за ногу и упираясь в него другою, висел в воздухе, параллельно земле, удерживая на переносице корабельный якорь. И все это время его партнерша, стоя «одной ногой на ненатянутой проволоке, играет шарами, кастаньетами, машет флагами, одевается, заряжает ружье, стреляет, производит разные эквилибристические штуки – как на полу», – так писали казанские газеты о выступлениях атлета Карла Раппо в 30-е годы XIX столетия.
В Городском театре (тогда в Казани стационарного цирка не было, а выступать в балаганах на Черном озере всемирно известному атлету Раппо было не по рангу) был полный аншлаг. Вся места были заняты; люди сидели на ступеньках, стояли в проходе, неотрывно глядя на сцену.
Карл Раппо, имя которого было на слуху во многих странах мира в течение около 35 лет, родился в Инсбруке по одним сведениям в 1801-м, по другим – в 1802 году.
Дебютировал он как силовой акробат в конце второго десятилетия, а в 1825 году предпринял большой тур по странам мира; был в Венгрии, Италии, Германии, Польше, произведя там своими выступлениями необычайный фурор. Один из зарубежных журналов, захлебываясь от восторга – вполне заслуженного артистом, – даже сравнил его с великим Паганини.
«Раппо, – писал журнал, – подобно Паганини, артист единственный. В настоящее время в Европе нет никого, кто бы мог быть сравнен с которым-нибудь из них. В обоих обнаруживается высшее развитие особенного, каждому из них врожденного таланта. Как до Паганини никто не подозревал, сколько очарованья может заключаться в скрипке, так до Раппо никто не имел понятия о тех необыкновенных успехах, до каких может быть доведено развитие телесных сил, особенно когда человек, как Раппо, начнет упражнять эти силы не прежде юношеского возраста».
Атлет неоднократно бывал в России. Впервые с бенефисом Карл Раппо выступил в Новом Театре в Петербурге 30 октября 1831 года. Театр был полон, «рукоплескания не умолкали», – писала газета «Казанский вестник». А «Прибавление к Казанским ведомостям» разразилось в том же 1831 году в № 46 обзорной статьей, заканчивающейся словами: «Представления г. Раппо составляют нечто такое, что даже в Петербурге, где чудес бывает немало, ничего удивительнее этого не видывали».
Новые гастроли по России были предприняты Карлом Раппо в 1838 и 1844-1845 годах. Эти представления имели такой успех, что Санкт-Петербургская пресса не знала, что и писать. «Талант его не нуждается в разглашении», – заявила «Северная пчела».
В Казани Раппо был дважды, в 1838 и в 1845 годах. Бывший студент Императорского Казанского университета Иван Михайлов в своих воспоминаниях под 1838 годом писал: «Приезжал в Казань известный силач Раппо. Он проделывал отчаянные штуки. Между прочим, он бросал вверх двухпудовую гирю и подставлял под нее плечо. Гиря, понятно, от падения с высоты приобретала огромную тяжесть, но плечо атлета выдерживало и оставалось цело».
Во всех упражнениях не было никакого обмана: он показывал всем желающим и чугунные шары, и гири, и булавы, и тяжеленный корабельный якорь из своего знаменитого «опыта», когда корабельная принадлежность удерживалась на носу атлета, находящегося в горизонтальном положении.
В 1845 году Раппо приехал в Казань вместе с труппой, и газеты известили горожан, что «23 сентября будет показывать Карл Раппо с своею труппою живые картины и «свою любимую игру» 48-фунтовыми гирями…»
Казанская публика не забыла Раппо за семь лет. Это доказало первое представление. «Несмотря на довольно дурную погоду, – писали «Казанские губернские ведомости» в № 40 за 1845 год, – стечение посетителей было столь велико, что г. Раппо принужден был отказывать желающим видеть его представление. Второе и третье представление (26 и 28 сентября) были также многолюдны».
Как рассказывали очевидцы, выступление труппы Раппо делились на два отделения...
Вначале работал сам Карл Раппо, а во втором отделении показывала свое умение вся труппа, в том числе и 17-летний сын Карла Раппо Франц, уже удостоенный похвалы от Дюссельдорфской Академии Художеств за свое умение играть чугунными шарами, которые и поднять-то было под силу не каждому мужчине.
Затем труппа Раппо показывала, как писали «Ведомости», «живые картины, заимствуя сюжеты из произведений известнейших мастеров и антиков. Это отделение заключалось чем-то вроде балета», где женские персонажи были будто «вылиты по древним формам, и до того отчетливы в исполнении своих трудных ролей, что зритель забывается и думает видеть настоящие мраморы». Здесь явно отличалась от других Йозефина Раппо, особенно в роли Ариадны верхом на тигре или в роли Венеры.
«Вообще, – писала газета «Казанские губернские ведомости» в разделе «Казанская хроника», – изумительная неподвижность этих живых мраморов, невероятная трудность позиций, великолепная костюмировка, все это до того чарует, что не веришь глазам и все-таки думаешь, что это мраморы, а не люди. Многие картины, и в особенности трудные по требованию публики были показываемы снова, и оглушительное «браво» потрясало театр и заглушало оркестр полковой музыки. Оба Геркулеса, отец и сын были вызваны публикой несколько раз».
Большую часть публики составляла казанская молодежь: студенты, гимназисты. Видел выступления обоих Раппо и студент Императорского Казанского университета и одногодок Франца Александр Бутлеров, будущий великий химик-органик, славившийся среди казанской молодежи своей необычайной силой. Как позднее вспоминали его приятели-студенты, Бутлеров после выступлений Раппо, немного потренировавшись, повторял многие из его упражнений с гирями, чем приводил студенческую братию в неописуемый восторг.
5 октября Северный Геркулес, как звала его публика с легкой руки репортеров, дал спектакль в пользу недавно вернувшегося со своей труппой с гастролей держателя Городского театра господина Стрелкова, а 7 и 10 октября были бенефисы Франца и Йозефины.
11 октября казанская публика была просто поражена и очарована спектаклем-пантомимой из жизни самого Карла Раппо. Аншлаг был полнейший. Дело в том, что Карл Раппо со своей труппой как-то гастролировал в Италии. Однажды ночью в горах Калабрии на труппу напали разбойники числом свыше 30 человек. Неожиданность нападения подвергла вначале артистов в смятение и панику, но когда был на руках матери убит грудной ребенок Раппо, Карл обезумел и бросился на разбойников, раздавая увечные удары направо и налево. Его примеру последовала и вся труппа – 11 человек, в результате чего разбойники были сокрушены, а четверо из них пленены самим Раппо, несмотря на то, что он получил семь ножевых ран. Все это и было поставлено Раппо в Городском театре, что вызвало бурю восторга и шквал аплодисментов.
Говорили, что Раппо собирался приехать в Казань в его тур по России в 1852 –1853 годах. Но смерть распорядилась иначе…
Городской театр в Казани в 19 в., где давал представления Карл Раппо
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |